jenya444: (Default)
[personal profile] jenya444
В давнем посте Артура о поэзии Бродского

https://aklyon.livejournal.com/185238.html

упоминается  "Литовский дивертисмент", стихотворение 1971 года. Я там как-то всегда больше обращал внимание на "Родиться бы сто лет назад" и перекличку с Гандлевским "Устроиться на автобазу" (https://jenya444.livejournal.com/210679.html), а буквально на днях перечитывал и вчитался в процитированное и прокомментированное Артуром:

Так же, как и строчки из «Литовского дивертисмента»: «…сына прячет пастух в глубине пещеры», это ведь не про какого-то абстрактного сына, это про его сына – Андрея Осиповича (!) Басманова (!).

Только море способно взглянуть в лицо
небу; и путник, сидящий в дюнах,
опускает глаза и сосёт винцо,
как изгнанник-царь без орудий струнных.

Дом разграблен. Стада у него — свели.
Сына прячет пастух в глубине пещеры.
И теперь перед ним — только край земли,
и ступать по водам не хватит веры.

Понятно, что автор переносит на себя исторические реалии. Я так понимаю, он имеет в виду Давида (орудия струнные - лира), и как тот прятался в пещере от царя Саула (меарат Дудим в Эйн Геди?). Вопрос - а что, у Давида уже был сын? Он к этому моменту был женат на Михаль (Мелхола), дочери царя Саула. Но про детей я ничего не знаю. Может вы помните, как там дело было. Последняя строчка уже из христианских времён, как это всё соединено?

Update: Написанное выше - чепуха. Коллективное обсуждение пролило свет на смысл стихотворения, помог ещё найденный черновик, из которого очевидно, что сына прячут от лирического героя (в поздней редакции пастухи заменены на одного пастуха). В этой вещи Бродский начинает примерять на себя линию Одиссея, стихотворение Одиссей-Телемаку будет написано через год. Наш путник это как изгнанник-царь (Одиссей), но без орудий струнных (лука). От него прячут сына; прячет пастух, которых и свёл стада (жену и ребёнка).

Date: 2020-05-25 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Нет, вроде о детях Давида применительно к пещере ничего не говорится. Мне кажется, самому Бродскому тоже немного не хватало знаний, и он самые разные вещи соединял и перекручивал. ("Кончивший дни свои глухо, в опале, как... Помпей" - вот уж кто кончил свои дни не глухо в опале, а в бою!)

Date: 2020-05-25 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Да, любопытно. Не совсем в бою - его вероломно убили в Египте, но не "глухо в опале", чай не Овидий. Кроме исторических непоняток, неясна сама идея: сына Бродского прятали от Бродского, изгнанник скрывается в пещере? Но и "сына прячет пастух в глубине пещеры", вроде не от отца?

Date: 2020-05-25 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
А может, царь-изгнанник - это вообще Одиссей?

Date: 2020-05-25 09:51 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Одиссей Телемаку это 72й год, дальше он эту тему вовсю развивал. Там как раз понятно, разлука с сыном, изгнание, есть очень сильные стихи. Я тут не могу понять, сам лирический герой рядом с сыном или нет.

Date: 2020-05-26 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Написал апдейт, Ваша версия (Одиссей) берётся за основную :)

Date: 2020-05-26 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
"Написанное выше - чепуха" - на это мало кто способен. Снимаю шляпу.

Date: 2020-05-26 03:56 pm (UTC)

Date: 2020-05-25 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] dyrbulschir.livejournal.com
я всегда так понимала!

Date: 2020-05-25 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Не до конца мне ясно, кого от кого прячут :)

Date: 2020-05-26 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] dyrbulschir.livejournal.com
пришлось задуматься, чтобы увидеть по-твоему!

Date: 2020-05-26 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Написал апдейт, по-моему, мы наконец врубились в эти строки.

Date: 2020-05-25 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] toernfallet.livejournal.com
А я вот что думаю. Начнём с конца.

И теперь перед ним - только край земли,
и ступать по водам не хватит веры.

Это И.Б., конечно, о себе. "Не хватит веры" просто означает, что возврата к прошлому нет. Кстати, с точки зрения воздуха, край земли - всюду. Соф-а-дерех, короче.

И вот ещё сравни:

То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,
паровоз с кораблем - все равно не сгоришь от стыда:
как и челн на воде, не оставит на рельсах следа
колесо паровоза.

Это декабрь 69-го, а то, что у тебя - 71-й.

Теперь о главном: "Сына прячет пастух в глубине пещеры" - это о ком? Понятно, что Андрея Бродский нигде не прятал - физически. Но вот мы читаем у него (много позже и по другому поводу):

Всё зарастает людьми. Развалины - род упрямой
архитектуры, и разница между сердцем и черной ямой
невелика - не настолько, чтобы бояться,
что мы столкнемся однажды вновь, как слепые яйца.

Очевидно, что пещера, в глубине которой он, пастух, прячет сына, - это его собственное сердце, которое через полтора десятка лет превратится в чёрную яму.

Ну а изгнанник-царь - это, конечно, Давид. Из рода которого произошёл человек по имени Иосиф.

Date: 2020-05-25 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Ждал тебя с ответами :)
Пишешь интересно, буду обдумывать постепенно.

"в глубине которой он, пастух" - вроде в строчке выше он - изгнанник-царь, а совсем не пастух.

Date: 2020-05-25 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] toernfallet.livejournal.com
В первой строфе автор отождествляет себя с "путником", которого сравнивает (посредством союза "как") с изгнанником-царём. Во второй строфе alter ego автора из "путника" превращается в "пастуха". Что не удивительно, если вспомнить вот это:

Потери, точно скот домашний,
блюдёт кочевник.

Неважно, что это написано лет на десять позже. Тема кочевника у Бродского довольно старая, я бы даже сказал - застарелая. Важно, что "путник" (или "кочевник") - это образ жизни, а "пастух" - род занятий, и вполне себе совместимы. Тем более, что пещера у путника-пастуха всегда с собой.
Edited Date: 2020-05-25 08:41 pm (UTC)

Date: 2020-05-25 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Не, это ты зря.

"Стада у него — свели. Сына прячет пастух в глубине пещеры".

Как может "него" и "пастух" относиться к одному и тому же человеку.

Date: 2020-05-25 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] toernfallet.livejournal.com
Легко. Стада свели, но он остался пастухом. Это как Solus Rex, только Solus Pastor.

Поменяй строчки местами:

Сына прячет пастух в глубине пещеры.
Дом разграблен. Стада у него — свели.

Так понятнее?
Edited Date: 2020-05-25 08:52 pm (UTC)

Date: 2020-05-25 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
как изгнанник-царь без орудий струнных.
Дом разграблен. Стада у него — свели.
Сына прячет пастух в глубине пещеры.

В первой строчке лирический герой сравнивает себя с изгнанником царём.
Во второй слово "него" относится к тому самому изгнаннику царю.
Соответственно в третьей пастух это другой человек.

Date: 2020-05-25 09:34 pm (UTC)
From: [identity profile] toernfallet.livejournal.com
Вообще-то он не сравнивает себя с царём, это я недоглядел. Он всего лишь совершает то же действие, которое когда-то совершил царь.

... три человека могут совершить
одно и то же. Скажем, съесть цыплёнка.

Сравнение себя с пастухом - куда более глубокое: (былое) обладание стадами, пещера-убежище. Всё логично.
Edited Date: 2020-05-25 09:35 pm (UTC)

Date: 2020-05-25 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Хорошо, чёрт с ним, с царём. Пусть лирический герой - пастух. Тогда он сам прячет сына, от кого? Когда речь шла о царе Давиде, он прятался от царя Саула, от кого прячется простой пастух? Кроме этого, какая связь пастуха с автором, когорого с сыном разлучили? Автор своего сына не прячет, это сына от него прячут.

Date: 2020-05-25 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] toernfallet.livejournal.com
Он прячет сына (разумеется, мысленно) в собственном сердце, которое сравнивает с пещерой, понимаешь? Не важно - судьба или не судьба, сын-то уже есть, и это у автора уже не отнять. Разве что вместе с сердцем.

Date: 2020-05-25 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Интересно.

Date: 2020-05-25 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] toernfallet.livejournal.com
Тебя правда удивляет, что в стихах может быть что-то небуквальное? Ну вот хотя бы:

и выезжает на Ордынку
такси с больными седоками...

И везёт их, конечно, в Первую Градскую :-)

и мертвецы стоят в обнимку
с особняками.

А это вообще просто чёрт знает что такое!

Date: 2020-05-25 10:16 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Вообще пастух и пещера это его типичные рождественские реалии, поэтому появление христианского элемента в последней строчке довольно логично. Есть разные заметки на эту тему, мол, в пещеру помещают самое дорогое (http://sites.utoronto.ca/tsq/16/prozorova16.shtml), но сравнение пещеры с сердцем в других вещах не видно, надо ещё поискать. Скажем, тот же автор здесь (http://sites.utoronto.ca/tsq/19/prozorova19.shtml) пишет про сына царя.
Edited Date: 2020-05-25 10:20 pm (UTC)

Date: 2020-05-25 10:34 pm (UTC)
From: [identity profile] toernfallet.livejournal.com
Пещеру, безусловно, можно попытаться связать с рождественским контекстом. Но не здесь. Во-первых, в той пещере не было пастуха. Но куда важнее то, что в ней присутствовала мать младенца, а Отец, напротив, был весьма далеко, и никогда не был пастухом. "Из глубины Вселенной, с другого её конца..." Ну ты это, знаешь, конечно.
Edited Date: 2020-05-25 10:35 pm (UTC)

Date: 2020-05-25 10:08 pm (UTC)
From: [identity profile] toernfallet.livejournal.com
Извини, вспомнилось: Карл Маркс и Фридрих Энгельс - это не муж и жена, а четыре разных человека :-)

Date: 2020-05-25 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Ты зря смеёшься, ты просто говоришь, что слово "него" относится к путнику строчкой выше, а не то, что написана некая галиматья, которую надо вообразить, а я понимаю буквально.

Date: 2020-05-25 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] toernfallet.livejournal.com
Слово "него" относится, очевидно, к пастуху.

Путник сидит в пустыне и сосёт винцо - как когда-то изгнанник-царь. И при этом ощущает себя пастухом, у которого свели стада. Но самое дорогое - сына - он прячет в сердце, которое сравнивает с пещерой. Осознавая при этом, что идти дальше некуда.

Вот ещё кстати на тему "сосёт винцо":

I wish you were here dear, I wish you were here,
as I sit on the porch, sipping a beer.

Вот такой повтор четверть века спустя.

Date: 2020-05-25 10:27 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Да, я тебя понял после предыдущего замечания, на которое я ответил глубокомысленным "интересно". Не могу сказать, что ты меня полностью убедил, но это версия непротиворечива, а других версий пока нет :)

Date: 2020-05-25 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
"дернуть отсюдова по морю новым Христом"

Это очень в тему. То бишь, вырваться невозможно. Но почему нет именно возврата к прошлому? Казалось бы, тут географическое заточение, так он тут на краю земли и останется. Хотел бы, "но, видать, не судьба, и года не те".

Date: 2020-05-25 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] toernfallet.livejournal.com
Это 1971 год, ещё до "географии", и года ещё "те". Здесь всё внутри - и пустыня (дюны), и сердце-пещера. Нет возврата к прошлому, потому что... у того прошлого не было будущего. Можешь забежать ещё на 15 лет вперёд (после "То не муза..."): "но потом сошлась с инженером-химиком..." Знаешь, откуда это? "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!" Узнаёшь? Думаешь, он только в конце жизни понял, что там изначально была "не судьба"? Не-а. Оттого и пустыней веет у него из каждого угла.
Edited Date: 2020-05-25 09:13 pm (UTC)

Date: 2020-05-26 05:24 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Черновик

chernovik

Date: 2020-05-26 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Какой же был первоначальный вариант 6й строчки?

Date: 2020-05-26 05:31 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Мне кажется, там было "Сына прячут в горах"

Date: 2020-05-26 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Думаю, было даже так:

Сына прячут в горах пастухи, пещеры.

Date: 2020-05-26 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] toernfallet.livejournal.com
Ну и занесло же меня! Там же всё буквально написано: стада свели, пастух прячет сына. Какой пастух? Да тот самый, который свёл его, царёвы, стада! О каких "стадах" идёт речь, думаю, ясно без объяснений. Ты был прав, "него" и "пастух" - это разные люди :-)

Прочитать исходный вариант мне не удалось. Но на "горы" не похоже.

Date: 2020-05-26 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
В горах-горах. Теперь твой вариант мне нравится, так оно и было на самом деле. Кроме этого, теперь заиграл комментарий spaniel90100 про Одиссея. Орудий струнных это лук. А с сыном герой в разлуке. То бишь, эти строчки - это начало целого направления, которое мы с тобой как-то раз крепко обсуждали

https://jenya444.livejournal.com/622238.html

Date: 2020-05-26 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] toernfallet.livejournal.com
У меня, вообще-то, было ощущение какой-то неувязки с Давидом. Он бегал от Саула, но не был изгнанником. В отличие от Одиссея. Так что - да! Однако эта тема у Бродского изначально обречена на половинчатость: Одиссей - Телемаку. Но не Пенелопе, которую "не найти нигде".

Не вижу "о" после "г", сколько ни смотрю. Там угловатое что-то.

Date: 2020-05-26 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Мне неизвестно, где я нахожусь, что предо мной.
И теперь перед ним — только край земли.

Date: 2020-05-26 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Со стадами ты молодец. Просто и со вкусом.

Date: 2020-05-25 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] aklyon.livejournal.com
Пока посмотрел комментарии Лосева, который отсылает к незаконченному стихотворению Бродского: "Осень выдалось теплой. Я жил в Литве...", которое, похоже, вдобавок пока не опубликовано.

Date: 2020-05-25 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Собственно, вот
https://imwerden.de/pdf/brodsky_i_litva_2015__ocr.pdf

Я же как раз из этой книжки списывал воспоминания Катилюса (https://jenya444.livejournal.com/640170.html). Там есть ещё одна строка

Осень выдалась теплой. Я жил в Литве
Словно грешник, украдкой проникший в Райский
заповедник ...

но может найдётся что-то ещё.

Date: 2020-05-26 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] aklyon.livejournal.com
О, спасибо за ссылку. Этого сборника у меня не было, есть только альбом Якова Клоца "Бродский в Литве"

Date: 2020-05-26 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Написал апдейт, по-моему, мы наконец врубились в эти строки.

Date: 2020-05-26 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] aklyon.livejournal.com
Ну то есть, как я и предполагал, тужур шерше Марина...

Date: 2020-05-26 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Всё так. Но когда понимаешь стихотворение, впечатление сильнее.

Date: 2020-05-26 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] dyrbulschir.livejournal.com
да, конечно, я, как в апдейте, всегда и понимала (сына прячет от него)
Page generated Jun. 29th, 2025 07:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios