jenya444: (Default)
[personal profile] jenya444
Из подборки Линор Горалик с вопросом "А у вас есть великие книги, от которых вас трясет"

"...Меня трясет от "Анны Карениной", и я ничего не могу с собой поделать. Вчуже я понимаю, что это великий роман, но это же книга о вреде безделья! Все эти люди более или менее терпимо себя чувствуют, только когда находят, чем, наконец, заняться, а если не находят, то начинают немедленно сами угандошиваться и других угандошивать, и мне каждого из них хочется трясти и говорить: "Пойди полы вымой, инфантильное ты чучело!" Извините, накипело."

Мне самому на эту тему сказать нечего, а про Т. могу сказать даже две вещи. Начну с того, что Т. не жалует Чехова. Она говорит, - открываю "Вишнёвый сад" и читаю: "Любовь Андреевна ... Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?", - ну как так можно говорить? Это же верх бестактности!

Тут у Т. есть единомышленники, недавно наткнулся на следующий отрывок. Вайль вспоминает беседу с Бродским о Пушкине:

Отдельные “горюхинские” места вызывали отдельный восторг. Например, прелестный пушкинский юмор: “Женщинам говорил я без церемонии: “Как ты постарела” — и мне отвечали с чувством: “Как вы-то, батюшка, подурнели”. Ну, это точно мы, восклицал Бродский, из той самой простоты, которая хуже воровства!

Вторая же вещь, которую Т. не принимает, это идеи лишнего человека. Вот это "в Москву, в Москву" или страдания Мартына, главного героя набоковского "Подвига". Он молод, говорит Т., он получил прекрасное образование, весь мир перед ним, зачем все эти метания? Он своими руками загубил свою жизнь, профукал то, что ему было дано.

Date: 2020-02-04 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Не могу читать Гюгоголя.

Date: 2020-02-04 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Как писал автор в конце романа "Собор Парижской Богоматери", и как это сочинители придумывают подобные сюжеты? - ума не приложу.

Date: 2020-02-04 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
А вот у Толcтого все строится на этом "подурнеть":

Я знал, что Сонечка с матерью была за границею, где они пробыли года два и где, рассказывали, их вывалили в дилижансе и Сонечке изрезали лицо стеклами кареты, отчего она будто бы очень подурнела.

— Что ж, я очень подурнела? — спросила она, встряхивая головкой.
— Нет, совсем нет; выросли немного, старше стали, — заторопился я отвечать, — но напротив... и даже...

Напоминает другой диалог мальчика с девочкой:
— А ты немного похудела, — сказал Чебурашка.
— Да, — согласилась девочка. — А это очень заметно?
— Нет! — воскликнул Чебурашка. — Почти незаметно. Ты совсем немножко похудела. Так немножко, так немножко, что даже немного поправилась!

(При этом "подурнеть" для Толстого, скорее, достоинство героини. Красивых он не любит)

Date: 2020-02-04 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Отлично. По сравнению с героями Чехова, тут лирический герой просто верх тактичности, мог бы сказать (как принято в наших кругах), что Сонечка - вылитый Кащей :)

Не можем же мы ожидать, что он воскликнет, мол, как Соня Павловна у нас похорошела, увидев "желтоватый, нездоровый цвет лица"!

Date: 2020-02-04 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Толстой был воспитан лучше Чехова, а Вяземский - лучше Толстого:

https://idelsong.livejournal.com/700422.html

Что же касается Горюхина, - это сцена, которую Пушкин описывает в письме жене:

Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею, иногда даже чистым русским языком. Например, вчера мне встретилась знакомая баба, которой не мог я не сказать, что она переменилась. А она мне: да и ты, мой кормилец, состарелся, да и подурнел.

Претензии Бродского к манерам простых крестьян неосновательны.

Date: 2020-02-04 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Отличный комментарий, спасибо.
Я бы не сказал, что у Бродского претензии к крестьянам, он говорит "мы".
Любопытно, не взял ли Чехов это "постарели да подурнели" у Пушкина.
Edited Date: 2020-02-04 05:52 pm (UTC)

Date: 2020-02-05 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] petro-gulak.livejournal.com
Пушкин написал об этом жене через пять лет после "Горюхина", так что, я думаю, это не отчет, а самоцитата.

Date: 2020-02-05 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Забавно. Я, конечно, не заметил.

Date: 2020-02-04 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] qui-vadis.livejournal.com
А кто такая эта Линор Горалик что её нужно цитировать?

Date: 2020-02-04 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Линор Горалик - эссеист, пишет миниатюры типа
https://jenya444.livejournal.com/333624.html
https://classic-art-ru.livejournal.com/421812.html
https://jenya444.livejournal.com/377906.html

Но я цитировал не её. Она в последнее время начала делать подборки: просит людей рассказать истории на разные темы. Это кто-то ей написал.

Date: 2020-02-04 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] yudinkostik.livejournal.com
Мартын разве лишний человек? просто он почувствовал тягу к тому, что выходит за обыденные рамки, и воплотил это на практике - в некотором смысле он поступил как художник...

Date: 2020-02-04 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Я давно читал, сейчас не могу поддержать разговор. Т. смотрит на этого героя через призму своего эмигрантского опыта, сравнивая его с опытом Мартына. Её связь с русской культурой и языком явно сильнее, чем у набоковского героя, а его поступки и колебания ей чужды. Мы с ней не всегда совпадаем, просто интересен этот взгляд на жизнь трудолюбивого и целеустремлённого человека.

Date: 2020-02-04 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] irena garber (from livejournal.com)
Т. обещала подумать над вопросом, который я ей задала именно по этому поводу. Помнишь?

Date: 2020-02-04 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Привет тебе!
Я помню, что мы это обсуждали за ужином в Эйн Геди, но вопроса твоего не помню, наверное, ходил за едой.
Ты насчёт "постарели-подурнели" или про метания и искания?

Date: 2020-02-04 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] a-i-z.livejournal.com
Да, причитания (как панацея) "в Москву, в Москву" тоже мне непонятны:
они ведь генеральские дочки, а ведут себя.. как кисейные барышни, никакого стержня.
Наташа с её зелёным поясом на розовом платье (ой, или наоборот?) легко их "сделала"...

Но 3_сестры всё же великая книга, как там барон Тузенбах говорит - ни дня не работал, ни разу в жизни, сапог сам не снял,
а через 25-30 лет работать будет уже каждый человек!
Прямо трясёт :)

Date: 2020-02-04 11:37 pm (UTC)
From: [identity profile] toernfallet.livejournal.com
Кончится лето. Начнется сентябрь. Разрешат отстрел
утки, рябчика, вальдшнепа. "Ах, как ты постарел", -
скажет тебе одна, и ты задерешь двустволку,
но чтоб глубже вздохнуть, а не спугнуть перепелку.

Date: 2020-02-05 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] katerinanf.livejournal.com
Да, мне тоже страдания Анны кажутся страданиями очень свободного человека.

Еще Фредерик в "Воспитании чувств" Флобера и некие его друзья - весь роман медленные рассуждения на тему "а чем бы заняться".

Но я никогда не была на их месте. А они на моем.
Page generated Jul. 2nd, 2025 12:58 am
Powered by Dreamwidth Studios