jenya444: (osen')
[personal profile] jenya444
На прошлой неделе Евгений Кисин получил израильское гражданство. Оказывается, десять лет назад была принята поправка к израильскому закону о гражданстве, согласно которой его могут получать люди, не проживающие в Израиле, но известные своим вкладом в развитие государства и его имиджа. Год назад в письме к Щаранскому с просьбой о гражданстве Кисин написал так:

“I am a Jew, Israel is a Jewish state – and since long ago I have felt that Israel, although I do not live there, is the only state in the world with which I can fully identify myself, whose case, problems, tragedies and very destiny I perceive to be mine <...> If I, as a human being and artist represent anything in the world, it is my Jewish people, and therefore Israel is the only state on our planet which I want to represent with my art and all my public activities, no matter where I live. <...> When Israel’s enemies try to disrupt concerts of the Israel Philharmonic Orchestra or the Jerusalem Quartet, I want them to come and make troubles at my concerts, too: because Israel’s case is my case, Israel’s enemies are my enemies, and I do not want to be spared of the troubles which Israeli musicians encounter when they represent the Jewish State beyond its borders"

Пока есть ещё такие люди, "покуда над стихами плачут", - до той поры не оскудело, не отзвенело наше дело.

Date: 2013-12-09 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Я сильно подозреваю, что референты Щаранского лично написали это письмо и попросили Кисина "подмахнуть".

Date: 2013-12-09 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Это Вы зря. Возможно, Вы не слышали выступления Кисина на церемонии присуждения ему почётного доктора иерусалимского университета. Он примерно в таком стиле и говорил.

Date: 2013-12-09 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Насчет хобби - я один видео-ролик слушал, но что толку. Примерно как Пушкин. Говорят, что ещё до Менделеева периодическая таблица элементов приснилась Пушкину, но он ничего не понял.

Date: 2013-12-09 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
У меня вопрос насчет шлемеля из поста в ру-идиш, Вы наверняка в курсе дела - значение "недотёпа" было ещё до Башевиса-Зингера? Есть какие-нибудь ранние авторы, у которых был такой же персонаж?

Date: 2013-12-09 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
Да, начиная с Талмуда ;)
А шлемилям в еврейской литературе (на разных языках) как минимум несколько сот лет.

Вот краткая этимология:

"Гициг пресвятой! - сказал я,
Познакомясь. - Вы должны мне
Объяснить языковые
Корни имени Шлемиль".

Долго мой святой хитрил,
Все не мог припомнить, много
Находил уверток, клялся
Иисусом, - наконец

От моих штанов терпенья
Отлетели все застежки,
И пошел я тут ругаться,
Изощряться в богохульстве,

Так что пиетист почтенный
Побледнел как смерть, затрясся,
Перестал мне прекословить
И повел такой рассказ:

"В Библии прочесть мы можем,
Что частенько в дни скитаний
Наш Израиль утешался
С дочерями Моавитов.

И случилось, некий Пинхас
Увидал, как славный Зимри
Мерзкий блуд свершал с такой же
Мадиамской уроженкой.

И тотчас же в лютом гневе
Он схватил копье и Зимри
Умертвил на месте блуда.
Так мы в Библии читаем.

Но из уст в уста в народе
С той поры передается,
Что своим оружьем Пинхас
Поразил совсем не Зимри

И что, гневом ослепленный,
Вместо грешника убил он
Неповинного. Убитый
Был Шлемиль бен Цури-Шадцай".

Этим-то Шлемилем Первым
Начат был весь род Шлемилей:
Наш родоначальник славный
Был Шлемиль бен Цури-Шадцай.

Он, конечно, не прославлен
Доблестью, мы только знаем
Имя, да еще известно,
Что бедняга был Шлемилем.

(Пер. В.Левика)

Есть три хорошие книги про шлемилей в литературе:
http://www.amazon.com/The-Schlemiel-As-Modern-Hero/dp/0226903117
http://www.amazon.com/Schlemiel-Metaphor-American-Crosscurrents-critiques/dp/0809304805
http://www.amazon.com/Jewish-Self-Hatred-Anti-Semitism-Hidden-Language/dp/0801840635 (Гл. 3.IV и 3.V, The creation of the Schlemiel)

Date: 2013-12-09 10:45 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Спасибо большое.

Date: 2013-12-09 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
За почётного доктора и не такое скажешь.
Вот Калатрава Техниону целый фаллический обелиск отгрохал.

Извините за цинизм, если что. Может быть, Кисин и искренне. Но обычно мне проще поверить, что это всё политика.

Date: 2013-12-09 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Если неискренне, то зачем ему это? Да и можно найти цитаты Кисина разных лет с похожими идеями, до всяких почётных докторов.

Если же отвлечься от конкретного Кисина, то я не совсем понимаю, что значит "политика" в этом контексте; возникает вопрос - это все "неискренние", когда про Израиль или про еврейский народ, или те, кто "за" или "против".

Date: 2013-12-09 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Под политикой я имел в виду примерно вот что.
Рассмотрим два сценария.
1. Евгений Кисин, будучи горячим сторонником Израиля, хотел получить израильское гражданство, но, поскольку он не собирается там жить, то не подходил по закону. И вдруг он услышал, что приняли поправку, под которую он подходит! Он написал заявление, его рассмотрели и утвердили.
2. Чиновники Сохнута придумали новый способ улучшать имидж Израиля в мире: ввести "почётное гражданство". Поправив закон соответствующим образом, они стали искать, кому бы можно было такое гражданство дать с наибольшей отдачей.
Мне намного проще поверить во второй вариант. Можно это назвать не "политикой", а "дипломатическими играми". Мне такое не нравится. Гражданство это механизм по урегулированию отношений между человеком и государством. Один из символов государства, в конце концов. Все эти "почётные гражданства" - клоунада какая-то.

Date: 2013-12-09 10:43 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Насчет второго варианта - как я понял, поправку к закону ввели в 2004м (http://www.newsru.co.il/rest/26nov2013/kisin_506.html). Дальше можно верить или не верить абзацу "Кисин неоднократно говорил, что, выступая в поддержку Израиля, он хотел бы делать это не только как еврей, но и как израильтянин. Поэтому МВД, по рекомендации председателя Еврейского агентства Натана Щаранского, согласилось предоставить музыканту израильское гражданство." Мне это кажется довольно естественным, поскольку взгляды Кисина мне близки. Нужно ли было в 2004м году принимать поправку к закону о гражданстве - это другой разговор.

Date: 2013-12-09 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
В этом абзаце очень чётко выражено то, что мне мешает. "Согласилось". Ах, согласилось! Евгений Кисин целый год нервничал, не знал - согласится Израиль или не согласится дать ему гражданство! Смешно просто. Это, конечно, вопрос стилистики конкретной заметки, но, по-моему, вся эта история проникнута этой глупой игрой.
Для меня "быть почётным гражданином Израиля" звучит как "быть почётным математиком" (не будучи математиком). Т.е. звание можно придумать какое угодно, а смысл?

Что же касается "поправки к закону", то я сейчас полчаса пытался найти её в интернете на иврите, и не нашёл! Есть похожий пункт, по которому иногда дают израильское гражданство за особые заслуги перед Израилем - но как раз (как правило) не-евреям, которые не могут получить его по-другому.
Мне кажется, что гражданство получит может любой еврей, независимо от того, где он живёт. Проживание в Израиле необходимо именно для получения *паспорта*.
Так что это (если я не ошибся по поводу гражданства и паспорта) история из категории "читайте, завидуйте". Что делает её ещё нелепее.

Date: 2013-12-09 11:19 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Насколько я понимаю, чтобы получить гражданство Израиля, надо в Израиль репатриироваться. А из Лондона нельзя. Вроде про "почётное" гражданство нигде не написано, по крайней мере, я этого не видел. Гражданство обычное, как у нас с Вами. В моё время паспорт можно было получить через год после получения гражданства. В советском союзе патриотизм воспринимался как нездоровое отклонение, но в целом это нормальное и естественное чувство (как оказалось), поэтому и история про "паспортину" Маяковского не вызывает у меня ощущения искусственности (то есть, не знаю, насколько лично он верил в то, что говорил, но огромное количество народу верило), не говоря уже про Кисина. Насчёт поправки ничего сказать не могу, не в курсе.

Date: 2013-12-10 01:28 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Ивритская пресса не упоминают поправок. Дело решалось по-простому:

http://www.haaretz.co.il/gallery/music/classicalmusic/1.2185118

שרנסקי המליץ לממשלה להעניק את האזרחות מכיוון שלפעילותו הפרו־ישראלית של קיסין ברחבי העולם יש תרומה משמעותית, לדעתו, ואת את ההחלטה קיבל שר הפנים גדעון סער, על פי סמכותו.

http://www.israelhayom.co.il/article/138641

אף שישראל אינה מרכז החיים של הפסנתרן היהודי, המליץ שרנסקי לממשלת ישראל להעניק לו אזרחות ישראלית מכיוון שלפעילותו ברחבי העולם יש תרומה משמעותית למען ישראל. את ההחלטה על מתן האזרחות קיבל שר הפנים סער על פי סמכותו בחוק.

Также везде написано, что инициатива исходила от самого Кисина.

Date: 2013-12-10 05:26 am (UTC)
From: [identity profile] qui-vadis.livejournal.com
Извините, что лезу с комментом.
Насколько я понимаю, получив гражданство совершенно необязательно сколько-то времени быть в Израиле. (Просто не надо брать никакие деньги от государства.)

Формулировка про אף שישראל אינה מרכז החיים это обычно относится к Residentship. (т.е. иметь право на Израильский загран-паспорт, на мед.страховку, участие в выборах, пенсию и.т.д.) У нескольких моих знакомых живущих в Америке/Европе есть Израильское гражданство, но нет Residentship. Если у них есть "правильный" паспорт, то Residentship их не волнует. А тем у кого паспорт Российский(&Ко) приходится раз во сколько-то лет приезжать в Израиль и возиться с продлением Израильских документов. (Что при отсутствии Residentship весьма непростая задача.)

Date: 2013-12-10 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Ну да, раньше (не знаю, как сейчас) для получения постоянного загран-паспорта ("даркона", а не "лессе-пассе") в Израиле надо было прожить год. Моя жена пыталась выехать из Израиля на конференцию в Швейцарию по лессе-пассе и вернулась из аэропорта: оказалось, что на лессе-пассе нужна виза, хотя тогда уже в Швейцарию можно было въехать без визы (по даркону).

Date: 2013-12-10 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Под "почётным гражданством" (термина такого нет) я имел в виду такое гражданство, которое даётся/принимается не с целью урегулировать отношения личности и государства (платить ему налоги, получать от него социальную защиту итд.), а с какой-то декларативной целью. Как в этом случае.

> патриотизм воспринимался как нездоровое отклонение, но в целом это нормальное и естественное чувство

Я бы не называл патриотизм отклонением. По поводу "нормального и естественного чувства"... Чтобы согласиться или не согласиться с этим, нужно сначала уточнить, что такое патриотизм. Вполне нормально и естественно, если человек имеет какие-то особенные чувства к месту, где родился и вырос (но это и в СССР не осуждалось). Но когда этим словом называется позиция "мы всех лучше", это уже противно.
Это я не про Кисина, если что. Я про патриотизм вообще ничего не говорил. Мне, собственно, это и мешает, когда здоровая любовь к родине (в каком-бы то ни было смысле) заменяется играми с бумажками и высокопарными словами. Не сомневаюсь, что любовь к Израилю можно выразить и простыми словами, а не "их враг - мой враг" итп.

> Ивритская пресса не упоминают поправок. Дело решалось по-простому [...]

Тогда непонятно, почему это заняло год...

Date: 2013-12-10 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Насчет громких высокопарных слов - это всё индивидуально. Вспоминается рассказ О.Генри "попробовали-убедились".

Доу уронил письмо и, закрыв лицо дрожащими руками, воскликнул потрясенным, прерывающимся голосом:
— Господи боже, за что ты заставил меня испить чашу сию? Уж если она оказалась вероломной, тогда пусть самые прекрасные из всех твоих небесных даров — вера, любовь — станут пустой прибауткой в устах предателей и злодеев!
Пенсне редактора Уэстбрука свалилось на пол. Растерянно теребя пуговицу пиджака, он бормотал посиневшими губами:
— Послушайте, Шэк, ведь это черт знает что за письмо! Ведь этак можно человека с ног сбить. Да ведь это же черт знает что такое! А? Шэк?

Date: 2013-12-09 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Или может у Вас более общее утверждение насчет неискренности громких слов. Тут есть о чем поговорить.

Date: 2013-12-09 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] vlhart.livejournal.com
А чье у него было?

Date: 2013-12-09 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
С 2002-го - британское. Но возможно Англия не против двойного гражданства.

Date: 2013-12-09 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] vlhart.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2013-12-09 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] cotilina.livejournal.com
Он удивительно исполняет Шопена. Он уже ребёнком был просто совершенный пианист. Я не забуду его исполнение концертов Шопена с Китаенко, у меня пластинка хранится:-)

Date: 2013-12-09 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Живьём я слушал Кисина трижды: в Иерусалиме, Тель-Авиве и Чикаго. В Иерусалиме он изумительно сыграл концерт Шумана. Сольный концерт в Тель-Авиве мне не очень понравился (Шопена там не было). В Чикаго они классно сыграли с Башметом несколько сонат для альта и фортепьяно. Начали с Шуберта (арпеджионе), закончили поздней сонатой Шостаковича.

Date: 2013-12-09 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] cotilina.livejournal.com
Я люблю "Арпеджионе", и в виолончельной транскрипции тоже)

Date: 2013-12-09 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Впервые я эту сонату слушал, кажется, для флейты и фортепьяно :)

Date: 2013-12-09 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] cotilina.livejournal.com
А я впервые её услышала на VIII конкурсе Чайковского, это был обязательное произведение для виолончелистов.

Date: 2013-12-09 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] xfqybr.livejournal.com
Ее даже на маримбе и на тромбоне исполняют. Причем звучит отлично.

Date: 2013-12-09 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Наш Д. занялся маримбой, мы тут даже на прошлой неделе ездили в район большого Детройта и взяли её в аренду на четыре месяца. Надо ему найти, он эту сонату любит.

Date: 2013-12-09 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] xfqybr.livejournal.com
Фантастика!

Date: 2013-12-09 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] dyrbulschir.livejournal.com
Женя, спасибо. Какие слова.

Date: 2013-12-09 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Да, не каждый день с таким сталкиваешься.

Date: 2013-12-09 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] xfqybr.livejournal.com
Кисин вообще совершенно отлично пишет.

Date: 2013-12-09 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] zatakt.livejournal.com
Меня немного кольнуло вот это -- If I, as a human being and artist represent anything in the world, it is my Jewish people. Все равно же Кисин, извините за пафос, представляет русскую музыку, куда от этого денешься.

Date: 2013-12-09 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Когда он играет Шопена, на мой взгляд, он представляет не "еврейский народ", не "русскую музыку", а просто музыку. Его же фраза - это его личная самоидентификация.

Date: 2013-12-09 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Не Баренбойм, похоже.

Date: 2013-12-09 10:35 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Насчет Кисина и Баренбойма, цитата из статьи (ссылка в комментариях выше):

But Kissin's criticism is specific: "I think it's admirable to try to contribute to making peace and mutual understanding with the Arabs in general and the Palestinians in particular, and that's why I believe the idea of a joint Arab and Israeli orchestra is admirable. But I do not understand why Barenboim chose someone like Edward Said [the Palestinian academic and co-founder of the orchestra] as his partner. In such an undertaking, each participant should be critical of his own side, but while Barenboim has been critical of Israel, Said too was critical of Israel. Said did not believe in the two state solution. He believed the Palestinians were right to reject the UN partition plan of 1947. When the Israeli army was retreating from Lebanon, Said was throwing rocks at Israeli soldiers across the border. He was throwing stones in the backs of retreating soldiers."

Date: 2013-12-09 10:51 pm (UTC)

Date: 2013-12-10 03:10 am (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
Кисин мог бы как все сделать алию, получить корзину, оработать частным учителем, выступая в матнасах....а он решил искать легких путей!

Date: 2013-12-10 03:14 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Не говори. А через год получить даркон и укатить с чистой совестью обратно в Лондон как мы все. Он решил сократить процедуру.

Date: 2013-12-10 03:17 am (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
нет уж, пятилетку отсидеть положено, как минимум

Date: 2013-12-10 03:22 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Главное, чтобы курс молодого бойца прошёл. Месяца два, не больше.

Date: 2013-12-10 03:24 am (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
и чтоб там поработал на кухне, котлы бы подраил, как одна моя знакомая скрипачка

Date: 2013-12-10 03:31 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Вообще я под таким углом на эту историю не смотрел, наверное, Кисин тоже :)
Мы ему как деды должны объяснить, что салагам нельзя так сразу гражданство давать, пущай сначала с наше хлебнёт. Да ведь и не хлебнёшь уже, время не то.

Date: 2013-12-10 03:51 am (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
правда теперь он не сможет в мусульманские страны ездить, тоже жертва!

Date: 2013-12-10 05:42 am (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
я на самом деле его обожаю, и как музыканта и как человека
он абсолютно честный во всем
Page generated Jul. 17th, 2025 01:33 am
Powered by Dreamwidth Studios