jenya444: (Default)
[personal profile] jenya444
И всё, и всё еще в молчанье...
Вдруг на ступенях восклицанье:
«Парфений, слышишь?.. Крик вдали —
То Ивиковы журавли!..»
И небо вдруг покрылось тьмою;
И воздух весь от крыл шумит;
И видят... чёрной полосою
Станица журавлей летит.


Вот, говорят, шила в мешке не утаишь, и правда всегда наружу выйдет. Может она и выйдет, но будет ли она столь же убедительна и привлекательна, как неправда? Художественная сила "Бориса Годунова" (Пушкин, Мусоргский) столь велика, что историческая правда не может с ней сравниться. Эдакие Ивиковы журавли наоборот.

Date: 2021-10-13 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Ни фига она не выйдет.
Казалось бы, после стольких лет могло бы стать известно, кто убил Хаима Арлозорова, кто убил Улофа Пальме, кто стоял за убийством Кеннеди. Я уж молчу про убийства журналистов в России.

Date: 2021-10-13 11:07 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Мой пост в каком-то смысле даже более пессимистичное возражение к тезису "тайное всегда становится явным". Но иногда становится даже через много-много лет, хотя бы в некоторых аспектах. То читаешь в новостях, что такой-то отсидел сорок лет, а теперь оказалось, что невиновен. То кого-то посадили через сорок лет за новый анализ ДНК. То оказывается, что Поль Робсон молчал всю жизнь, но рассказал нечто сыну, а сын после его смерти сделал это достоянием общественности.

Date: 2021-10-14 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Да, такие вещи потрясают. У меня есть свежая находка такого рода — престарелая переводчица Тареева вот буквально месяц назад впервые рассказала, как еще в сталинские времена какая-то женщина ходила к прокурору жаловаться на плагиат Шолохова, "...а фамилия ее мужа была, не помню, не то Крюков, не то Крючков... Прокурор ответил ей: можете обращаться в суд, но я не рекомендую."

Date: 2021-10-14 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Вот это номер! А что по этому поводу говорят шолоховеды? Мне казалось, что Бар Селе верят не так много народу.

Date: 2021-10-14 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
А Бар-Селе и не нужно верить. Он-то доказывал, что настоящий автор "Тихого Дона" — не Шолохов и НЕ КРЮКОВ, а некий Вениамин Краснушкин, он же Виктор Севский. Ну вот, литературоведы пишут том за томом, а потом живой свидетель разверзает уста — и...

(У меня к Бар-Селе свои счеты. В 22 года от роду, т.е. в 1992, мне случилось выступить с докладом про "Слово о полку Игореве". Я говорила, что это не может быть фальсификация, потому что таких фальсификаций не бывает, там видны слои, напластования деятельности нескольких переписчиков с ошибками и добавлениями. А Бар-Села сидел слушал и потом сказал свое веское слово — что докладчица дура, а "Слово" поздняя фальсификация. Ну а в 2000-е годы появилась книга А.Зализняка, который закрыл тему и с которым мои выводы совпали практически дословно, хотя у него гораздо больше материала и доказательств.)

Date: 2021-10-14 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Замечательный комментарий.
А где Вы выступали?

Date: 2021-10-14 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Спасибо. Это было в Иерусалиме, заседание какого-то русскоязычного литературного клуба, что ли. Уже не помню, кто меня туда позвал — кажется, Михаил Вайскопф. Географически этот зал находился в очень красивом месте, под мельницей Монтефиоре.

Там меня еще Лариса Герштейн ругала, ее выступление было совсем уж изумительным — что-то там было про "инородцев" (это дословно), нападающих на русские святыни! Прямо вот самой не верится.

Date: 2021-10-14 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Так Вы же как раз русские святыни защищали?

Date: 2021-10-14 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
А я говорила, что там "за землю Русскую" два или три раза вписано, добавлено к старому тексту, ломает синтаксис.

Например, было: "сваты попоиша а сами полегоша".
Картина поля после битвы — как после пира, где слишком много пили.
"А" — это "И", это не противопоставление.
Т.е. "И сватов попоили, И сами полегли".

А через 200 или 300 лет это переписывал человек, для которого "А" уже было противопоставлением. Ну и дописал: "Сваты попоиша — а сами полегоша ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ".
Решил, что так будет патриотичнее. Но образ развалился.

По-моему, так. А Герштейн за землю Русскую почему-то обиделась.

Date: 2021-10-14 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Красиво! Вижу, Вы этим серьёзно занимались.

Date: 2021-10-14 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Ну, если уж заниматься, так уж заниматься :)

Date: 2021-10-14 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Ну, насчет Арлозорова вроде выяснено, что Геббельс. Виктор Арлозоров в молодости был чуть ли не женихом Магды, а потом пытался через нее добраться до Геббельса для политических переговоров, и Геббельсу это не понравилось.

Date: 2021-10-14 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Есть куча версий - по-моему, ситуация чрезвычайно далека от "выяснено".
(Лично мне намного проще поверить в "разборки в йишуве".)

Date: 2021-10-14 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Всем было проще в это поверить. В результате кучу народу посадили, одного чуть не повесили, а уж сколько просто граждански пострадали — и не сосчитать. Общественная атмосфера была так накалена, что сестра Арлозорова только в старости в интервью посмела рассказать свою версию. Между тем, "Начальник управления британской полиции в Палестине, Джозеф Фредерик, писал позже, что английская администрация с самого начала знала о непричастности ревизионистов к убийству Арлозорова, и их арест был произведен для успокоения общественного мнения" (Википедия).

Date: 2021-10-14 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Ну, прежде всего в Википедии написано (что по-русски, что по-английски, что на иврите - не знаю, что там по-армянски), что убийство так и осталось нераскрытым...

Date: 2021-10-14 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] leon-ark.livejournal.com
Ну да, вроде до сих пор так и не раскрыто, но версия о причастности к убийству нацистских агентов существует уже давно (я о ней впервые услышал лет 20-25 назад), и считается одной из наиболее вероятных.

Date: 2021-10-16 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Да, официального признания не было, но лично для меня, после того как я об этом прочитала в изложении Евгения Берковича, все вопросы сняты.

Date: 2021-10-14 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
О, здорово, я совсем не в курсе.

Date: 2021-10-14 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
И не только журналистов.

Date: 2021-10-14 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] lilac2012.livejournal.com
Извините, что не совсем по теме. А вам эти журавли не кажутся странными? Они же не в ту сторону летят.

"Лишь журавлей по вышине
Шумящая станица вьется
В страны полуденны к весне."

Date: 2021-10-14 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Почему не в ту? Летят на юг - туда, где весна.

Date: 2021-10-14 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] lilac2012.livejournal.com
А весна там тогда, когда на севере ещё зима. Зимой никто никуда не летит. Летят осенью на юг, а ВЕСНОЙ ИЛИ В КОНЦЕ ЗИМЫ — С ЮГА

Date: 2021-10-14 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Думаю, имеется в виду: у нас осень - на юге весна. Вот они и летят туда, "к весне".

Заодно посмотел, как у Шиллера:
... Die fernhin nach des Südens Wärme // In graulichtem Geschwader ziehn
[...которые тянутся серыми группами вдаль, к теплу юга]
Edited Date: 2021-10-14 09:58 am (UTC)

Date: 2021-10-14 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] lilac2012.livejournal.com
Вот именно: к теплу юга, а не к его весне.

Date: 2021-10-14 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Я что-то не понимаю, что Вы не понимаете или с чем спорите. По-моему, всё очень просто:
Сейчас у нас осень. А на юге весна. Вот журавли и летят туда - к южной весне.

Конечно, это звучит несколько архаично, и для нас "к весне" скорее означает время ("к весне я купил новые ботинки"). Но, по-моему, совершенно ясно, что имел в виду Жуковский: туда, где весна.

Date: 2021-10-14 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] lilac2012.livejournal.com
"Сейчас у нас осень. А на юге весна." — Раз на юге весна, значит, скоро там будет лето. "Тепло" и "весна" — не синонимы и никогда ими не были.

Date: 2021-10-14 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Я как раз недавно цитировал Щербакова, строчку "к сырой весне".

Date: 2021-10-14 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] lilac2012.livejournal.com
Есть ещё небольшая странность. Журавли от места преступления, видимо, проделали тот же путь, что и убийцы. Но. Прибыли в город позже убийц. Тут, правда, можно придумать объяснение. Даже два.

Date: 2021-10-14 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
остановились пожрать на заправке?

Date: 2021-10-14 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] lilac2012.livejournal.com
1) Пожрать и отдохнуть.
2) Нарочно прибыли тогда и туда, где их просили быть свидетелями.

Date: 2021-10-14 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Да! И Сальери, и, кажется, шекспировский Ричард...

Date: 2021-10-14 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Сальери это хороший пример. Он увековечен Пушкиным и Форманом - в том смысле, что без них его бы теперь мало кто знал, хотя у него и есть "вещь славная". А Бориса Годунова и без Пушкина все бы знали, царь всё-таки.

Profile

jenya444: (Default)
jenya444

March 2026

S M T W T F S
12 3 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 6th, 2026 05:44 am
Powered by Dreamwidth Studios