jenya444: (Default)
[personal profile] jenya444


В свое время я призывал всех не скрывать свои положительные эмоции и хлопать в ладоши.

Единственная ситуация, когда мне приходится сдерживаться - это между частями музыкального произведения. Хлопать после аллегро не хорошо - это считается дурным вкусом. И это не нравится самим музыкантам, они нехотя поворачиваются к публике и раздраженно (или снисходительно) кивают. Есть такая точка зрения, что такое пренебрежение со стороны знающей публики и музыкантов к людям, которые всего навсего хотят поаплодировать чудесному исполнению есть снобизм. Что вы думаете на этот счет?

В качестве иллюстрации - конец первой части концерта Чайковского, который проходил в зале Чайковского 27го сентября 1968 года, за три дня до шестидесятилетия Давида Ойстраха. Обратите внимание - зал хлопает после первой части.


Date: 2009-01-28 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] old-flint.livejournal.com
по поводу хлопанья между частями вспомнил, как когда несколько лет назад приезжал Башмет, то "наша" публика хлопала чуть ли не через такт, а мой спутник (не "наш") очень брезгливо морщил свой нос по этому поводу.
вот еще похвастаться решил. скачал пиратским способом Ойстраха (правда еще не смотрел) тут: http://kinozal.tv/details.php?id=225867

Date: 2009-01-28 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
У нас тут тоже иногда хлопают. Мне сама ситуация неприятна, обидно и за тех кто хлопает (хотели как лучше) и за музыкантов, которых это явно раздражает. Ух ты, какая ссылка! Я, правда, фильмы еще не скачиваю, не дошел до нужного уровня технической оснащенности :)

Date: 2009-01-28 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
:а три дня до шестидесятилетия Давида Ойстраха. Обратите внимание - зал хлопает после первой части.


Может это и ускорило его конец

Date: 2009-01-28 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Ну, 6 лет он еще протянул :)

Date: 2009-01-29 12:38 am (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
Исполнителю аплодисменты до балды, он понимает, что публика ничего не понимает.
Вот он выходит на сцену, чтобы на ней уединиться с инструментом, играет,делает вздох между частями сонаты, а тут какие-то оголтелые зрители своими ладонями прерывают божественную тишину.
И кажется, что более всего они ждали момента, когда можно будет самовыразиться хлопаньем
Такое у меня всегда чувство на концертах ( и со стороны сцены, и со стороны зала), а уж когда в самом конце начинают орать бис хором, так вообще расстрелять хочется:)

Date: 2009-01-29 01:19 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Если зрители исполнителю так страшно мешают, то можно уединяться с инструментом в более укромном месте, например, в студии звукозаписи. Уединиться в зале на полторы тысячи человек - действительно непросто :)

Date: 2009-01-29 03:19 am (UTC)
From: [identity profile] reminor.livejournal.com
Гульд так и сделал-перешел на звукозапись:)

Date: 2009-01-28 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] m-petra.livejournal.com
Никакого снобизма. Это этикет.

Date: 2009-01-28 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Согласен. Так принято. Но почему нет этикета не хлопать после первой части театрального спектакля?

Date: 2009-01-28 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] m-petra.livejournal.com
Потому что музыкант настраивается, держит состояние; это целостное произведение. А после спектакля и так антракт.

Date: 2009-01-28 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Спектакль тоже одно целостное произведение, и обычно число действий больше чем число антрактов плюс один :)
Но пусть не спектакль, пусть балет. Мы ведь хлопаем балерине за удачный сложный красивый танец! Даже в середине действия.

Date: 2009-01-28 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] zatakt.livejournal.com
это же такая вещь, которая менялась со временем. еще при бетховене циклическое произведение (симфония, например) могло исполняться в концерте вразбивку с другой музыкой. естественно, что в этом случае после частей хлопали. на непрерывности стали настаивать романтики, они вообще построже относились к публике, поскольку музыка у них не просто так, а с идеями. апогей -- то, что вагнер не разрешал опоздавших впускать в театр, чтоб не шуршали при музыке.
в общем, когда играют, например, концерт моцарта, но не хлопают между частями -- это не стильно. но, видимо, реставрации не подлежит, даже если музыканты называют свою манеру исторически достоверной.

Date: 2009-01-28 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Спасибо! Если все началось с Вагнера, значит между мазурками Шопена можно хлопать? :) А то Ричард Гуд был недоволен :)

Date: 2009-01-28 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] m-petra.livejournal.com
Можно, но если было объявлено подряд, значит не надо. Исполнителю так удобнее.

Date: 2009-01-28 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] m-petra.livejournal.com
Не в любом месте. и балерина не останавливается на аплодисменты, а идёт дальше. А музыкант ВЫНУЖДЕН дождаться, пока будет тишина.

Date: 2009-01-28 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Тут народ уже сказал в комментариях, что эта традиция пошла с Вагнера, Моцарту, видимо, это не мешало :)
http://jenya444.livejournal.com/104237.html?thread=1276973#t1276973
http://philip-nodel.livejournal.com/12400.html

На самом деле, естественное течение дел - этикет меняется со временем.

Date: 2009-01-28 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] m-petra.livejournal.com
На этой фразе я, как бывш. училка по этикету, начинаю сдавленно рычать...

Date: 2009-01-28 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Погодите, а Вы не согласны? Если во времена Моцарта хлопали, а сейчас нет, то разве это не говорит о том, что этикет изменился? Ну и есть много других примеров насчет того, что то, что было "принято" в обществе в давние времена, - совершенно невозможно сейчас, и наоборот. На самом деле, все гораздо серьезнее, меняется не только этикет, меняется сама мораль.
http://jenya444.livejournal.com/66081.html

Date: 2009-01-28 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] m-petra.livejournal.com
он не изменилася, до Моцарта его не было. До Моцарта музыку вообще не слушали как таковую, она служила фоном или обслуживала танцы итп.

Date: 2009-01-28 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Спасибо, замечательная ссылка!

Date: 2009-01-29 12:03 am (UTC)
From: [identity profile] buroba.livejournal.com
Бывает такая музыка, после которой хлопанье совершенно несносно, как неожиданный удар.
Что тут делать - не знаю. Но знаю еще, что многим концерт доставляет такую муку, что они своими громовыми аплодисментами благодарят музыкантов за окончание пытки.

Date: 2009-01-29 01:22 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Согласен, иногда после сильно исполненной вещи, например, Шостаковича, медленно и постепенно приходишь в себя, тут не до аплодисментов.

Date: 2009-01-29 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] aklyon.livejournal.com
А вот и обратная сторона этой медали. У меня есть запись выступления Хорхе Болета, где он играет, в частности, 4 балладу Шопена. В финале он разгоняется - и перед самым финалом делает паузу. И тут кто-то, видать, не очень умный, начал аплодировать.

В общем, я, конечно, был поражен профессионализмом Болета: он финальную часть сыграл, как ни в чем не бывало, как будто не было этого перерыва.

Но жалко мне его было ужасно. Я-то понимаю, как важно подходить к такому финалу без перерыва.

И это было серьезным испытанием для его собранности и профессионализма.

Date: 2009-01-31 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Да нет, Артур, я согласен, что по-разному бывает. И сам между частями не хлопаю. Просто тут были мы с дочкой на концерте Гуда, и он был недоволен, что хлопали после отдельных вещей Шопена. Он хотел сыграть их подряд. А мне вот ноктюрны понравились, а вальсы - нет. Так что я не знал, хлопать мне в конце или не хлопать :)

Profile

jenya444: (Default)
jenya444

March 2026

S M T W T F S
12 3 45 6 7
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 08:22 am
Powered by Dreamwidth Studios