jenya444: (Default)
[personal profile] jenya444
Иванов-петров как-то подтрунивал над людьми, которые всерьёз полагают, что если чего-то нет в интернете, то этого не существует. Примерно как те легковерные французы, которые на самом деле считают, что на улице можно замёрзнуть при температуре плюс пять градусов Цельсия ("и, представьте себе, замерзают"). Я как раз такой легковерный француз. То есть, я не могу себе представить, чтобы стихотворение какого-нибудь известного поэта в принципе существовало, а в интернете его не было. Умом понимаю, что есть неразобранные архивы, что у того же Окуджавы, говорят, есть неизданные стихи, а вдова это дело тормозит, что у Бродского есть ранний самиздат (огромный сборник Марамзина), который есть только у друзей и в библиотеке какого-нибудь Йельского университета (коробка 63, папка 1428), но в те редкие случаи, когда я сталкиваюсь с тем, что не могу найти текст в интернете, я поражаюсь и злюсь.

В этот раз дело можно поправить. Речь идёт о стихотворении "Открытка из Бухары", стихотворение упоминается у Полухиной, но в сети его нет. Говорят, что это из цикла "Восточные мотивы", но цикла нет тоже. В Бухаре Бродский был не то в 1959 (отрывок в первом комментарии), не то в 1960-1961 (отрывок во втором комментарии). Есть и позднее "азиатское" стихотворение ("Путешествуя в Азии, ночуя в чужих домах", 1987), то есть, к этой теме он возвращался. Стихотворение "Открытка из Бухары" сидит в двух коробках с дикими датировками: 1971 (МС-4); см. черновик с вариантами (Box 63:1428) и неоконченное, втор. пол. 1980-х (Box 66:1428). Сам Бродский в этом ролике датирует его 1964-м ("нет, что я говорю, 62 или 61"). Ещё о нём - "Здесь просто перифраза из Ахматовой и тем мне это стихотворение дорого". Речь идёт об отсылке к ташкентскому стихотворению Ахматовой "Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни", 1944.

Строчки стихотворения я записал с голоса, есть одно непонятное место, может взглянете (с 11:50 вот тут).

Открытка из Бухары

Стена мечети. Клёкот арыка.
Под сенью струй коричневых и быстрых
Сидят четыре белых старика  ("два пожелтевших" у Полухиной)
и говорят о массовых убийствах.
Курится сизым дымом чайхана,
Пыль давит кузовом фрегат индейки.
Через бутылочный осколок дна
Мир чудится подросткой (???) в тюбетейке.

Поодаль едут люди на ослах,
На голове у каждого корзина.
В большой чалме из кучевых Аллах,
Должно, не слышит крика муэдзина.
И если ночь здесь умерщвляет плоть,
То, сослуживши службу поэтессе,
Чарджуйской дыни золотой ломоть,
Наоборот, лишь прибавляет в весе.
Стучит протезом сторож-инвалид.
Глухая к русской музыке осенней,
Чинара осторожно шевелит
Густой листвой в стране землетрясений.

Update: спасибо всем комментаторам

Через бутылочный осколок на
Мир щурится подросток в тюбетейке.

Date: 2021-04-18 04:39 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Я видел мечети Средней Азии - мечети Самарканда, Бухары, Хивы: подлинные перлы мусульманской архитектуры. Как не сказал Ленин, ничего не знаю лучше Шах-И-Зинды, на полу которой я провел несколько ночей, не имея другого места для ночлега. Мне было девятнадцать лет, но я вспоминаю с нежностью об этих мечетях отнюдь не поэтому.

http://read.newlibrary.ru/read/brodskii_iosif/page0/proza_i_esse_perevody.html


Date: 2021-04-18 04:39 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Однажды убежденно: «Мы не могли встретиться с Иосифом в шестьдесят первом году. Я была осенью в Средней Азии с подругой примерно две недели. Посетили Ташкент, Бухару, Самарканд, а Иосиф в это время был у Шахматова в Самарканде. Мы потом еще говорили, что могли бы там и встретиться. Познакомились летом шестьдесят второго у Бориса Тищенко. Правда, Иосифа мне как-то до этого издали показали, по-моему, в Доме кино. Помню, во второй раз, на каком-то вечере поэзии летом, он был в пиджаке с протертыми, заштопанными локтями. Он мне не понравился». На мое утверждение, что Бродский был в Самарканде в 1960-м, она в одну из последующих встреч в 2015 году сказала: «Я не помню, в каком году мы ездили в Азию».

https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=3784

Date: 2021-04-18 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2021-04-18 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Сколько там в Марамзинском сборнике ещё, ох. Свободу Юрию Деточкину стихам!

Date: 2021-04-18 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Да. Очень хотелось бы...

Date: 2021-04-18 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] lilac2012.livejournal.com
"Мир чудится подростком в тюбетейке" и не "под сенью струй", как у Хлестакова, а явственно "под тенью".
Edited Date: 2021-04-18 12:58 pm (UTC)

Date: 2021-04-18 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] lilac2012.livejournal.com
А ещё я не понимаю, что значит "Пыль давит кузовом фрегат индейки." Правда я слышу: "Пытают кузовом фрегат индейки", но понятней не становится.

Date: 2021-04-18 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Индейка (индюк) толстая такая, плывёт как фрегат по пыльной дороге. И давит пыль собою.

Date: 2021-04-18 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] lilac2012.livejournal.com
Нагромождение получается — или кузов, или фрегат. К тому же, у индейки довольно длинные ноги, чтобы давить пыль кузовом. Если бы утка или гусь...

Date: 2021-04-18 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] petro-gulak.livejournal.com
Возможно, "Мир, чудится, - подросток в тюбетейке".

Date: 2021-04-18 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Это самое близкое к тому, что он говорит, но я не понимаю смысл. И всё это чудится через бутылочный осколок дна.

Date: 2021-04-18 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
> Я не могу себе представить, чтобы стихотворение какого-нибудь известного поэта в принципе существовало, а в интернете его не было.

Да ну, есть полно "ранних сборников", которые просто никто не удосужился сосканировать/оцифровать и выложить.
С одной стороны думается: наверное, через сколько-то лет и до них доберутся, с другой стороны - не факт: этих книжек со временем становится всё меньше; людей, которым эти тексты нужны-важны - тоже; "новой" информации всё больше - старая не продвигается в очереди к интернету.

Date: 2021-04-18 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Систематически на отсутствие ранних стихов не натыкался. То есть, не могу придумать раннее стихотворение Пушкина или Окуджавы, которого в интернете нет, а у меня в книжках есть. Если что неиздано, это другое.

Date: 2021-04-18 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Мой пример:
У моего приятеля был сборник стихов Юнны Мориц, из которого мне запомнилось стихотворение "Уршуле из Варшавы". Начиналось оно так: Здравствуй, юная полячка, | дочка, внучка языка, | чья шипучая колючка, | чья колючая шипучка, [или наоборот] | вдруг вонзилась, как болячка [тут могу путать] | [куда-то там, например в душу мне] исподтишка."

В интернете я нахожу единственное упоминание этого ситхотворения, из которого я знаю, (1) что оно мне не приснилось, (2) как называется и когда был выпущен этот сборник: При свете жизни (1977).

Ну и вот мне чрезвычайно трудно поверить, что этот пример - единственный в своём роде.

Date: 2021-04-18 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Да, хороший пример. Возможно ещё дело в количестве "фанатов", если народ интересуется, то и в интернете больше текстов.

Date: 2021-04-18 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
У Юнны Мориц фанатов хоть отбавляй!
(Хотя многие из них больше интересуются её стихами "с гражданской позицией", а не древней лирикой.)

Date: 2021-04-18 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
В раннем детстве я не помню стихов Мориц, а позже они пришли с Никитинами. Так что дети все эти песенки знают. Под это дело я купил очень красивую книжку Мориц "Двигайте ушами". Помню оттуда такие строки:

Сперва сломал я ножку,
Потом сломал я ручку,
И так вот понемножку
Сломал я эту штучку,
С которой так любила
Сестра моя играть, -
Она меня побила,
А я пошёл орать! <...>

В интернете это есть, хотя гугл даёт всего семь ссылок. И ещё есть стихотворение, строчка из которого в названии вот этого поста,

https://jenya444.livejournal.com/403761.html

Date: 2021-04-18 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] toernfallet.livejournal.com
Увы, не разобрал... Зато теперь это стихотворение есть в интернете :-)

Date: 2021-04-18 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
И каждый может придти и не разобрать лично!

Date: 2021-04-18 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] toernfallet.livejournal.com
О! Там ниже по течению разобрали, но у тебя, кажется, полная картинка не сложилась. А у меня, похоже, - да:

Через бутылочный осколок на
мир щурится подросток в тюбетейке.

Т.е. там не "дна", а "на".

Date: 2021-04-18 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Боже мой!

Date: 2021-04-18 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] bas2em (from livejournal.com)
Боже мой, что за совпадение! Я ещё давно услышал это стихотворение, оно мне понравилось, и недавно, когда захотел прочитать также обнаружил , что его абсолютно нигде нет в интернете, и ровно также хотел опубликовать его хоть где то, переписав по аудиозаписи, но вы меня опередили.
P.S Через бутылочный осколок на мир ЩУРИТСЯ подросток в тюбетейке...
Edited Date: 2021-04-18 01:33 pm (UTC)

Date: 2021-04-18 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Щурится это отлично, спасибо!

Date: 2021-04-18 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] lilac2012.livejournal.com
После многократного прогона ролика опять слышу: "В мир щурится подросток в тюбетейке". Вернее, слышу что-то вроде "чурится". "р" — явственно.

Date: 2021-04-18 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
"щурится" мне нравится, у фразы появляется смысл.

Date: 2021-04-18 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Кстати, есть такое слово "чурится"
https://vasmer.slovaronline.com/15912-CHURITSYA

Date: 2021-04-18 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] lilac2012.livejournal.com
ага. смысла это не меняет

Date: 2021-04-18 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Да, похоже там "Мир чурится, - подросток в тюбетейке". Не совсем ясен смысл, что именно кажется через бутылку и кому.

Date: 2021-04-18 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] lilac2012.livejournal.com
"Мир чурится подростком в тюбетейке" — мир, как подросток, смотрит через осколок бутылки.

Date: 2021-04-18 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Я как раз неоднократно натыкался на отсутствие довольно значительных вещей, не "черновых" и не "ранних", авторства заметных поэтов. Приходилось самому делать их инфузию в интернет, и теперь они там есть. Припоминаю:

Цикл "Джеймс Клиффорд" Владимира Лифшица.
"Дельфиниада" Семена Кирсанова.
Перевод Бориса Смоленского — "Романс с лакунами" Лорки.
"Солдат, учись свой труп носить..." Бориса Лапина (а не К. Симонова, как некоторые считают).

Может, и еще что-то

Date: 2021-04-18 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Давно - в 2009 - Вы мне помогли с Овидием
https://jenya444.livejournal.com/143411.html?thread=1760307#t1760307

Сейчас "Письма с Понта" уже есть в сети, правда только в одном месте

http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1303008001

Date: 2021-04-18 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
А, даже не помнил. Те, названные выше, тоже стали появляться позднее.
Page generated Mar. 7th, 2026 09:22 am
Powered by Dreamwidth Studios