jenya444: (Default)
[personal profile] jenya444
https://chesspro.ru/details/this_day




Хорошо, что мама вела записи, и я могу сейчас вновь вернуться в те дни — последние дни моего претендентства. Накануне 24-й партии я сказал маме: «Перед первым матчем я думал, что играю с сильным шахматистом, и только спустя год понял, что играю с целой эпохой шахмат. А победить можно, лишь взяв все лучшее и сделав новый качественный шаг вперед, превзойдя эту эпоху, открыв новую».

Утром 9 ноября мама разбудила меня со словами: «Три года назад в этот день ты сыграл одну из своих лучших партий на Олимпиаде в Люцерне. Помнишь? Ты выиграл черными у Корчного и получил в итоге свой первый «Оскар». Это хорошая примета».

Итак, все должно было решиться в последней партии. От ее результата зависела судьба всего беспримерного в истории шахмат марафона из 72 партий. Такие поединки, представляющие ни с чем не сравнимую ценность в жизни шахматиста, имеют собственные законы борьбы. Когда всего один ход может решить вопрос «быть или не быть», трудно сохранять абсолютную ясность мышления. Невозможно избавиться от мысли, что один неверный ход может оказаться роковым, ведь дальше поправить ничего уже не удастся — эта партия последняя в матче!

В таких экстремальных ситуациях, когда соперники играют на пределе нервных возможностей, многое, если не все, решает психологическая подготовленность, настрой на игру. Побеждает тот, кто оказывается хладнокровнее, расчетливее, увереннее в себе.

Конечно, задача Карпова в 24-й партии была сложнее — его устраивала только победа. А из опыта шахматных соревнований мы знаем, что игра по заказу на выигрыш в последней партии почти всегда оказывалась безуспешной. Однако в подобных случаях теория вероятности не может служить гарантией — всегда рискуешь оказаться тем самым исключением, которое подтверждает правило…

Определение стратегии на решающий поединок было для меня серьезной проблемой. Прямолинейная игра на ничью, как известно, чревата большими опасностями, к тому же отнюдь не соответствует моим шахматным воззрениям. Поэтому, отбросив все колебания, я решил не уклоняться от принципиальных продолжений, принять открытый бой. А в том, что соперник пойдет вперед, можно было не сомневаться.

Карпов остался верен своему излюбленному построению против сицилианской защиты, даже несмотря на то, что до сих пор оно ему радости не приносило. Возможно, на его выбор повлияла партия Соколов — Рибли из турнира претендентов в Монпелье, который по времени совпал с нашим матчем. Карпов решил, что энергичный, атакующий план Соколова соответствует духу последней, решающей партии. Мы были к этому готовы и тоже изучали партию, понимая, что в создавшейся ситуации она может приглянуться сопернику.

Но когда дошло до дела, Карпов не смог решиться пусть на рискованную, но подлинно атакующую игру. Он пытался выиграть, отказавшись от форсирования событий. Даже в критические моменты Карпов не может изменить своему характеру: он всегда должен играть «по-карповски» — усиливать позицию, а не искать развязку. Вероятно, в глубине души он не был уверен в правильности атаки на королевском фланге и поэтому не мог вести ее смело и твердо. Когда же я поставил ладью на е7, чем на первый взгляд вроде бы преследовал весьма скромную цель, Карпов долго колебался — думаю, уже здесь он что-то почуял. В сущности, это был самый оригинальный и самый трудный ход в партии, после чего атака белых стала выдыхаться.

Незадолго до этого в коридоре, который вел в комнаты отдыха, я заметил плакат с надписью: «Анатолий Евгеньевич, поздравляем с победой!». Но это имело обратный эффект — совсем не тот, на который эта заготовка была рассчитана.

Я кружил по сцене, а Карпов большей частью спокойно сидел за столиком. На 31-м ходу он отверг возможность форсировать ничью — ему была нужна только победа. Но через пять ходов Карпов грубо ошибся и на 42-м, казалось, оцепенел.

Прошло еще несколько томительных минут, и наконец Карпов протянул руку, поздравляя меня с победой и завоеванием титула чемпиона мира. А раздавшийся в ту же секунду громовой рев в зале окончательно убедил меня — да, да, это правда! Свершилось!! Я победно вскинул руки над головой…

Каспаров, "Безлимитный поединок"; те же отрывки приведены и в книжке "Великое противостояние".

24-я партия: https://www.chessgames.com/perl/chessgame?gid=1067179

Date: 2020-11-11 11:58 pm (UTC)
gingema: (Default)
From: [personal profile] gingema
Боже мой, какие мы старые :)

Date: 2020-11-12 01:07 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Я помню, как мы ездили в гости к друзьям родителей (они сейчас в Израиле и стали религиозными) в некий подмосковный город. Ужинали, и включённое радио передало новости о третьей победе претендента. Мы выпили за это дело. Значит это был февраль 85го, после этого тот матч прервали.

Date: 2020-11-12 03:44 am (UTC)
gingema: (2019)
From: [personal profile] gingema
У меня в апреле 1985-го брат родился. Я очень отчетливо помню, как я и две мамины подруги забирали их из роддома. А матч помню, но не в деталях, и ни к каким датам привязать не могу.

Date: 2020-11-12 01:21 am (UTC)
From: [identity profile] rickshaw-2000.livejournal.com

Печально всё. "мир, как мы его знали, подходит к концу".

Date: 2020-11-12 01:29 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Как пели юмористы в начале 80х,
Будет изобилие, - земли ж плодородные!
Вот только дотянуть бы нам до следующей весны.
(https://jenya444.livejournal.com/615962.html)

Date: 2020-11-12 01:53 am (UTC)
From: [identity profile] rickshaw-2000.livejournal.com

Мы умрём, и черт бы с нами... Далее по тексту.

Date: 2020-11-12 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] tazik sala (from livejournal.com)
помнится, купил эту книжку и прочел в один присест. и потом перечитал.
а став постарше, вдруг начал замечать, что что-то претит в тексте. и уже значительно позже понял, что именно.

Profile

jenya444: (Default)
jenya444

November 2023

S M T W T F S
    1 23 4
5 67 8 9 10 11
12 13 14 15161718
1920 2122232425
2627282930  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 4th, 2025 02:09 pm
Powered by Dreamwidth Studios