jenya444: (osen')
[personal profile] jenya444
У Щербакова есть песня, в который описывается некое лето в далёкой юности (поздние школьные годы) лирического героя. Лирическому герою там было очень плохо, уже первые две строчки не оставляют в этом никаких сомнений

На тринадцатый день календарь стушевался и время повисло отвесно.
Жили в нём и не ведали мы – ни о том, сколько нам до отъезда, ни о том, доживём ли...

И тем не менее, это была юность, когда впереди ещё вся жизнь и кто знает, что удивительного и захватывающего ждёт нас, какие разнообразные жизненные сценарии могут ещё реализоваться. И, оглядываясь назад, немолодой уже герой вспоминает то время с ностальгией

А Неведенье сладко дымилось – как река, то есть рядом.
И, случись нам скатиться в Неведенье то,
чтобы там воплотиться немыслимо в что,
ничего-то с собою не взяли мы – кроме бы этих каникул,
чей напев был неладен и голос – хоть брось,
где не всё то цвело, что кололось и жглось,
где ничто не умело как следует сбыться. И вот – не сбылось...

Не совсем эта идея, но нечто в этом стиле есть и у Галича в песне "Облака". Да, там было ужасно, что может быть хорошего в лагере?

Я подковой вмерз в санный след,
В лед, что я кайлом ковырял!
Ведь недаром я двадцать лет
Протрубил по тем лагерям.
До сих пор в глазах - снега наст!
До сих пор в ушах - шмона гам!..

И тем не менее, после всего этого

Облака плывут, облака,
В милый край плывут, в Колыму.

Милый край, где прошла жуткая жизнь, но это была его жизнь, его молодость.

Date: 2018-11-23 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Любопытно.
Для меня в первой песне никак не поздние школьные годы (каникулы скорей университетские) и не очень плохо - просто не сбылось.

Date: 2018-11-23 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Да, может каникулы и университетские.
Даже скорее всего.
Но плохо очень!
"ни о том, доживём ли", "чей напев был неладен и голос – хоть брось"

Date: 2018-11-23 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] tata-akivis.livejournal.com
Мне тоже кажется, что это не школьники, а м.б., даже и не студенты, а ещё старше. Чисто по ощущению, доказать нечем. Молодые люди, конечно, но не юные.
Каникулы можно представлять и как некий отпуск, свободное время.

Каникулы какие-то нескладные, всё там было не так.
Но главным в них было ожидание чего-то большого, что не сбылось
("И не пресной от берега веяло мелью, но далью и солью.
Намечалось начало всего, что затем".
)
А небо, природа, время равнодушно плыло стороной над всеми этими ожиданиями.
Однако каникулы эти (глядя назад) оказались очень важными для героев, несмотря на то, что не сбылось.

С "Облаками" Галича у меня эта песня совсем не сочетается. Разве что самим фактом воспоминания.

Date: 2018-11-23 10:01 pm (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
Полностью согласен с тем, что каникулы здесь в широком смысле, как, например, в "Римских каникулах". Которые, кстати, тоже про то, что ничто не умело как следует сбыться, и вот не сбылось.

Полностью согласен с тем, что герои "ещё старше". Природу своего ощущения я знаю точно: с первого прослушивания сюжет песни у меня четко ассоциируется с Мандельштамами в Саматихе. И потому что "не ведали мы ни о том, сколько нам до отъезда, ни о том, доживём ли", и по календарю (Мандельштама арестовали 1 мая, Страстная неделя в 1938 году была 17-24 апреля), и потому, что неподвижные рыбы, которые стояли в воде, шевеля только ртами, определенно в родстве с бесшумно охающими ртами ходячими рыбами (Ходят рыбы, рдея плавниками, / Раздувая жабры: на, возьми! / Их, бесшумно охающих ртами, / Полухлебом плоти накорми).

При этом в "Неведенье" есть еще и явные параллели с Тарковским и Пастернаком.

Date: 2018-11-24 02:53 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
С "Римскими каникулами" хорошо.

А вот из Бруштейн: "Так зарождается у нас с Алешкой неосуществленная дружба. Таких будет еще в жизни много... Но эта - первая! Потому и запоминается навсегда".

Date: 2018-11-25 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] tata-akivis.livejournal.com
Я уже писала когда-то, что для меня "Неведенье" с самого начала очень близко ассоциируется с "Концом недели".

Общим представляется и восприятие времени (День словно в стороне висел), и предвестие какого-то неясного и явно не радужного будущего.

Date: 2018-11-25 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
Я и с этим полностью согласен ;)

Вот здесь и здесь была небольшая дискуссия про "Неведенье" и "Конец недели".

Между прочим, нельзя не отметить и примкнувший к ним "Павловск": Дождь был уныл, день был не наш. Но в целой жизни не было у нас важнее дня, чем тот.

Мне кажется, что у "Конца недели" есть и ещё один интертекст - танго "To ostatnia niedziela" (со словами Фридвальда, а не с не имеющим отношения к оригиналу русским вариантом)

Date: 2018-11-25 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] tata-akivis.livejournal.com
Спасибо, я помню эти обсуждения "Песни о Неведенье" и "Конца недели".
Было и ещё одно обсуждение, вскоре после того, как "Неведенье" появилось.

Эти две песни для меня - из самых любимых и сильных у МЩ, и каждое новое упоминание подталкивает поговорить. )

Я задавала вопрос о связи этих песен и самому автору, но он, к огорчению моему, сказал, что не считает их близкими.

Цитата из "Павловска" из этой же серии, в самом деле.

Но танго "To ostatnia niedziela", по-моему, о другом. Я не знала исходного польского текста, только сейчас увидела его.
Здесь речь о расставании навеки, а во всех трёх текстах МЩ, которые мы обсуждаем, всё неладное происходит с обоими участниками вместе. Мотива расставания в них не слышно, печали хватает и без него.

Date: 2018-11-25 11:42 pm (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
В "Павловске" не только эта цитата - там же вся песня о двух людях, которых некий Выдумыватель вкропал в чужую музыку, где они и пребывают, "вне связи с миром" и во времени (столетье обновилось) и в пространстве (всех вывез, кроме нас).

В моей ссылке на википедию тоже есть текст (только спрятанный по умолчанию). В "Конце недели", как и в танго, сильный мотив последнего - дара, дыма, текста - и ничего за ними (a potem niech wali się świat). Плюс межъязыковой омоним неделя - niedziela.

Date: 2018-11-26 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] tata-akivis.livejournal.com
Да, конечно. (Это про "Павловск")

Моих скудных познаний в польском хватило только на то, чтобы уловить мотив расставания, а тонкие нюансы оказались скрыты.
Niedziela - это красиво. Я тоже обратила внимание на это совпадение. )

Date: 2018-11-23 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Ох, мне "милый край" кажется все же жесткой иронией...

Date: 2018-11-23 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] rickshaw-2000.livejournal.com

Согласна. Светлая грусть Щербакова против боли Галича.

Date: 2018-11-24 02:41 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Вот тут есть хороший разбор Щербаковской вещи
https://m-sch.livejournal.com/334931.html

Date: 2018-11-24 02:43 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Мы привыкли к такому ироничному/саркастичному подходу, а иногда это просто лирика. Как раз недавно об этом ещё раз думал

https://jenya444.livejournal.com/563438.html

Date: 2018-11-23 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] mi-ze.livejournal.com
Я не воспринимаю абсолютной иронией "милый край". "Все минует, все пройдет. Что пройдет,то будет мило".
То есть, я хочу сказать, ирония здесь, безусловно, есть - но не только ирония. Это чисто еврейское , улыбка сквозь слезы - "мне хорошо, я сирота".
Edited Date: 2018-11-23 04:38 pm (UTC)

Date: 2018-11-24 02:48 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
"Что пройдет,то будет мило"

Даже если там было плохо. Но это была юность (Галич), и кто знает, что ещё могло получиться потом (Щербаков). Вот мотив, похожий на щербаковский (что я там в комментариях и подметил)

"она грустит не об Андрюше как таковом, а о самом моменте, когда все еще в будущем, и все варианты еще могли реализоваться, а нереализовавшиеся варианты почему-то многим милее реализовавшихся, самим фактом своей упущенности"

https://sumka-mumi-mamy.livejournal.com/257116.html?thread=14629468#t14629468

Date: 2018-11-23 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] vlhart.livejournal.com
Интересно, что в этой версии "милого края" нет.
https://www.youtube.com/watch?v=Xxpq1-eqcuo (https://www.youtube.com/watch?v=Xxpq1-eqcuo)

Date: 2018-11-24 02:48 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Да, точно, два куплета не спел.

Profile

jenya444: (Default)
jenya444

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 5 67 8 9 10
11 12 1314 151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 16th, 2026 05:00 pm
Powered by Dreamwidth Studios