jenya444: (osen')
[personal profile] jenya444
В явнваре 1968 года самочувствие Ландау сильно ухудшилось, тем не менее, в начале марта были торжества по поводу его 60-летнего юбилея. Мероприятие прошло пятого марта в Институте физических проблем. Ландау пригласил Галича, тот выступал.

landau_galich
Вечер в Институте физических проблем, посвящённый шестидесятилетию Л. Д. Ландау. 5 марта 1968 г.

http://lebed.com/1997/art349.htm

Осенью 1968 года, вскоре после смерти академика Льва Ландау, на одной нашей встрече он рассказывал, что был единственным из мира искусства, которого пригласили на 60-летие Ландау (в январе 1968). Александр Аркадьевич через своего двоюродного брата, академика-физика Виталия Гинзбурга был связан с миром ученых. Ландау, по словам Галича, после известной автокатастрофы (он поехал на свидание с аспиранткой в гололед и машина наскочила на асфальтовый каток, его собирали по частям, более пяти минут находился в клинической смерти) был не более, чем живым памятником себе. Ландау сидел в бархатном черном пиджаке, прямой, изящный, тонкий, с бесстрастным лицом. К нему подводили гостей, те поздравляли, а Ландау всем, включая самых близких друзей, говорил грамофонным голосом: "Спасибо. Очень рад с вами познакомиться". Рад он был познакомиться и с Галичем. Галич пел.

П.С. Галич и Гинзбург не близнецы-братья:

"<...> У моего однофамильца, но не родственника Александра Гинзбурга (Галич — это его псевдоним) <...>"

Date: 2018-02-01 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com
Никогда не знала, что академик Гинзбург и Галич - родственники.

Date: 2018-02-01 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Так они и не родственники, я же цитату из Гинзбурга привёл в конце.

Date: 2018-02-01 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com
А, точно, слава богу

Date: 2018-02-01 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
А почему слава богу? :)

Date: 2018-02-01 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com
Я просто не должна была этот факт пропустить. Академик Гинзбург у нас упоминался дома в последние его годы чуть ли не чаще чем Галич. Было бы очень странно, что пропустила. А значит нет.

Date: 2018-02-01 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Я, пока не нашёл это интервью Гинзбурга, смотрел на младшего брата Галича - кинооператора Валерия Гинзбурга. И таки мне показалось, что он похож на академика!

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BD%D0%B7%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Date: 2018-02-01 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com
Да, что-то есть

Date: 2018-02-01 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] giterleo.livejournal.com
Пошел гулять по ссылкам, нашел песню про карусельного коня, которую никогда не слышал.
Спасибо.

Date: 2018-02-01 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Покажи песню, я не видел!

Date: 2018-02-01 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] giterleo.livejournal.com
http://www.bards.ru/archives/part.php?id=4121

Говорят, что Евтушенко ужасно обиделся, принял на свой счет.

Date: 2018-02-01 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] giterleo.livejournal.com
Трюк несложный, в принципе, но очень эффектный.

Date: 2018-02-01 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Ландау сидел в бархатном черном пиджаке, прямой, изящный, тонкий, с бесстрастным лицом"

А на фото выражение лица у Ландау вполне одушевленное! Похоже, автор этих воспоминаний перепутал не только родственное дерево Гинзбургов :(

Date: 2018-02-01 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Тут он оживился, да, но в целом выглядит он действительно плохо.

Date: 2018-02-01 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] postumia.livejournal.com
на свидание с аспиранткой.
(я знаю про Ландау и его взгляды на брак).

Date: 2018-02-01 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Там начнёшь читать, - заколдобишься
http://samlib.ru/l/landau_i_l/ella.shtml

Элла Рындина: ...Кора, увидев меня, истерически завопила, обращаясь к Гарику: "Вышвырни её отсюда, всё случилось из-за нее!". Я стояла, как вкопанная. К чести Гарика, он направился не ко мне, а к матери, взял её за плечи и увел в комнату...
И.Л.: Этот фрагмент я обязательно должен прокомментировать. Откуда же взялась эта ничем не прикрытая ненависть? - Давайте прочитаем другую цитату из этих же воспоминаний:
"7 января 1962 года по дороге в Дубну Дау попал в автокатастрофу. Он ехал ко мне. Он беспокоился за меня, 11 ноября 1961 г. он написал моим родителям: 'Дорогие друзья, что там с Элкой?' ..."
Да, моя мать обвиняла Эллу в трагедии, случившейся с отцом. Конечно же, это было несправедливо. Это был несчастный случай и Элла была совершенно не при чем. Но понять мою мать, мне кажется, можно. Тем более, что все 6 лет болезни отношение и поведение Эллы и ее родителей по отношению к моей матери оставляли желать много лучшего.

Date: 2018-02-01 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] postumia.livejournal.com
Уравновешенная какая Элла Рындина.
Да я и в общем знаю, что открытые отношения, придуманные Ландау, хорошо работали в основном для него самого, а не для Коры.

Date: 2018-02-01 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Тут читал как-то фейсбук девушки из жж, там симпатично про открытый брак:

<...> Я хочу обсудить открытый брак, сказала недавно девочка Юля за завтраком.

Папа с мамой поперхнулись кофе и уставились на деточку в ужасе. Юля, говорю, а ты знаешь, что такое открытый брак?, наивно спросила я.

Мама, я как раз вчера смотрела эпизод "Доктора Хауса" на эту тему.

Иногда я жалею, что мы показали Юле это шоу.

"Мне кажется, что у вас с папой не открытый брак", сказала Юля.

Почему?? хором возмущенно ответили мы. Прямо обидно! Что, у нас на лбу написано, что ли?

"Ну я просто знаю и все", сказала Юля. "Но мне интересно как вы к этому вообще относитесь? Хорошо это или плохо?"

Мне очень смешно слышать, когда люди говорят, что они с ужасом думают, как объяснить маленькому ребенку, откуда берутся дети. То ли дело, когда твой ребенок хочет с тобой обсудить открытый брак.

"Знаешь Юля", сказали мы, " все, что происходит между двумя людьми по обоюдному согласию это их личное дело. Каждая пара сама решает, что для них хорошо, а что нет. Проблемы начинаются тогда, когда люди не договорились, и они живут вместе, но у одного из них открытый брак, а другой об этом и не подозревает. Так что ты обязательно со своим будущим мужем обсуди этот вопрос. " <...>

Date: 2018-02-01 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Кстати, не знаю, читаете ли Вы Михаила Шифмана, последнее время он публикуют некую переписку 30х годов, там и про Ландау.
https://traveller2.livejournal.com/

Date: 2018-02-01 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com
Можно подумать - это один такой случай и одна-единственная такая семья, где у мужа так сказать открытый брак, а у жены нет. Почему все это без конца обсуждается именно про эту семью - не понимаю.

Date: 2018-02-01 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] giterleo.livejournal.com
Потому, что
1. Дау, великий, единственный и неповторимый, живая легенда, селебрити.
2. Слишком много людей предали этот односторонне открытый брак огласке с подробностями.
3. Среди них его жена.

Date: 2018-02-01 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com
А между тем у него есть живые родственники, которые вот эти все обсуждения читают.

Date: 2018-02-01 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] giterleo.livejournal.com
Может быть их поддержит то, что у родственников Таля абсолютно идентичная проблема - живая легенда + бурная личная жизнь, про которую всем надо поделиться впечатлениями + воспоминания жены. У Дау, вроде бы, по крайне мере не обсуждают с такой интенсивностью кто его настоящий отец.

Date: 2018-02-01 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] postumia.livejournal.com
Вы меня прямо в тупик поставили.
То есть Ландау может жить в декларируемом открытом браке, обсуждать категории женщин по форме носа и прозрачности платьев, и крутить романы с аспирантками, а не могу обсуждать это в интернете, так как у него есть живые родственники, которых это может задеть?

Date: 2018-02-01 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com
Их не то что это может задеть, но они знают,что было на самом деле, а чего не было. Но вы обсуждайте. Я же не писала, что вам нельзя. Я только за себя решаю.

Date: 2018-02-01 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Ма-ма! Кто там кому кто?? Я почитал по ссылке и не понял: Элла Рындина - племянница Ландау, или любовница, или и то, и другое?..

Date: 2018-02-01 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] postumia.livejournal.com
Я поняла что Элла это аспирантка + любовница (вот что меня дернуло на самом-то деле, больше остального), Не знаю приходится ли она ему еще и племянницей.

Date: 2018-02-01 08:31 pm (UTC)
alon_68: (Default Pooh)
From: [personal profile] alon_68
Игорь Ландау там называет её двоюродной сестрой по отцовской линии, так что Л.Д. она действительно получается племянница. И насколько я знаю, он ехал разбирать её проблемы с бойфрендом - знакомым ему физиком. Всё-таки при всей своей либеральностью вряд ли он бы имел связь с племянницей.

Date: 2018-02-01 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] utnapishti.livejournal.com
Первая же ссылка по поиску на это имя:

Элла Рындина родилась в Ленинграде. После окончания Электротехнического института работала в Институте полупроводников в Ленинграде, у Абрама Федоровича Иоффе. Затем защитила кандидатскую диссертацию, занималась полупроводниковыми приборами в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Живет в Санкт-Петербурге. Племянница Моисея (Моше) Бродерзона, еврейского поэта, писателя и драматурга (со стороны отца), и Льва Давидовича Ландау (со стороны матери).

Судя по ссылкам, вокруг личной жизни Ландау много сплетен и ругани, м.б. она и не была его любовницей, а версия про "свидание с аспиранткой" - от кого-то, кто не одобрял или её, или его, или просто автоматически интерпретировал - встреча с женщиной... знаем-знаем, какие у него были встречи с женщинами.

А чего "аспирантка + любовница", разве мало таких случаев. Т.е. по нынешним временам неэтично, но тогда, думаю, почти все "выдающиеся учёные", склонные к по-за-брачным связям, находили эти самые связи среди аспиранток...

Date: 2018-02-01 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Кстати, она хорошо пишет. В своё время, когда газета "Вести" была ещё на коне, она печаталась в "Окнах".

http://berkovich-zametki.com/Avtory/Ryndina.htm

Date: 2018-02-01 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] toernfallet.livejournal.com
Открыл приведённую тобой ссылку, а там в конце:

Хуже того, они всегда поддерживали Е.М. Лифшица во всем, что касалось выбора врачей и лечения, сформировав таким образом очень сильную команду из "ближайшего друга" и родной сестры. Больно об этом писать, но они (я имею в виду Эллу и ее родителей), сами того не желая, существенно уменьшили шансы моего отца на выздоровление. С Лифшицем же, как я уже писал в своем ответе Горелику, ситуация была иной и для него выздоровление отца было бы личной трагедией.

Странно как-то. Допустим, Лифшиц мог влиять на выбор врачей. Тогда он должен был знать настоящий диагноз (от кого?!), и выбрать тех, кто его исключал. Причём всё время следить, чтобы к пациенту не подпустили кого-нибудь "не того"; а для этого нужно, как минимум, неплохо разбираться в медицине. Но главное, чего а не понял: "...для него [Лифшица] выздоровление отца было бы личной трагедией." Почему?!

Date: 2018-02-01 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Ты знаешь, неохота лезть в эти дела. Лучше уважать этих достойных учёных со стороны.

Date: 2018-02-01 10:08 pm (UTC)
From: [identity profile] toernfallet.livejournal.com
Согласен. Меня эта фраза как-то резанула своей логической нелепостью и ещё больше - тяжестью обвинения.

Date: 2018-02-02 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] tata-akivis.livejournal.com
Женя, спасибо!
Очень интересный текст В.Лебедева и ссылки тоже.
Прекрасные слова Галича о поэтах, о слове, о языке.

Date: 2020-05-04 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] rock-25.livejournal.com
Я совершенно случайно набрел на этот пост, который меня удивил несколькими несуразностями настолько, что я решил оставить комментарий спустя более, чем два года, после того как пост был написан.

Машина "Волга", которой управлял Владимир Судаков, везла Льва Давидовича Ландау в Дубну не к "любовнице", а к родной племяннице, Элле Рындиной, дочери родной сестры ЛД - Софьи Давидовны.
Машину занесло на Дмитровском шоссе при обгоне автобуса, и она столкнулась с грузовиком, а не с "асфальтовым катком".
Книга Коры Дробанцевой была издана на основе отредактированной версии машинописного текста действительно написанного в начале 1970-х годов Корой, много лет спустя после её смерти (умерла в 1984 г) человеком, который оперировал ЛД по поводу непроходимости кишечника в 1968 г. В результате этой операции ЛД умер.
Ложь начинается с обложки книги, где автором обозначена "Кора Ландау-Дробанцева". Конкордия Терентьевна Дробанцева никогда не носила фамилию Ландау.
Гарик (Игорь Львович) Ландау дав согласие на изготовление фильма, основанного на этой книге, уже несколько лет страдал в Швейцарии онкологическим заболеванием и, видимо, сильно нуждался в средствах. Фильм вышел в конце октября 2008. Гарик умер в 2011.

С заметками Эллы Рындиной по поводу этого фильма можно познакомиться здесь:
http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer12/Ryndina1.php

Date: 2020-05-04 10:46 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Спасибо большое за подробный комментарий и уточнения.
Я собственно был сфокусирован на отношениях Галича и Ландау, поэтому на эти детали не обратил внимания.

Date: 2020-05-05 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] rock-25.livejournal.com
Галич был популярен в те годы, и его физики пригласили на празднование 60-ти-летия Ландау как автора песен. Празднование было устроено через несколько месяцев после реального дня рождения
С Виталием Лазаревичем Гинзбургом он никак не связан, кроме фамилии, которая самому Виталию Лазаревичу досталась от предка, сменившего фамилию Ландау на Гинзбург. Вот что об этом сообщил сам Виталий Лазаревич:
"О своих предках я знаю очень мало, ибо этим вопросом раньше, к сожалению, не интересовался; даже мать отца, с которой отец был особенно близок, скончалась в 1904 г., то есть за 12 лет до моего рождения. Единственное, что стоит, быть может, сообщить, это тот факт (или, скорее всего, факт), что моя «настоящая» фамилия не Гинзбург, а Ландау. Отец как-то рассказал, что то ли его дед, то ли прадед носил фамилию Ландау, но переехав в Россию (из Польши?), женился на девице с фамилией Гинзбург и принял эту фамилию из каких-то имущественных соображений. Вообще нужно заметить, что у отца была кузина по фамилии Ландау и все они образовывали какой-то близкий крут. Я как-то рассказал об этом, не помню уж кому, но ко мне вернулось утверждение, что Ландау (Лев Давидович) любит Гинзбурга (то есть меня), потому что мы родственники. С тех пор перестал рассказывать эту байку." http://7iskusstv.com/2011/Nomer2/Ginzburg1.php

Что касается Льва Давидовича и его отношений с женщинами, то не надо путать его теоретические декларации с реальностью. Кора, когда ЛД было 27 лет, "лишила его невинности". Роковая авария случилась за 2 недели до того, как ему исполнилось 54 года. До этого времени, по собственным словам ЛД, 14 лет он любил Кору. В оставшиеся примерно 13 лет у него были другие увлечения. В большинстве случаев достаточно длительные. О последней такой женщине, отношения с которой продолжались до аварии два года, можно составить некоторое представление по её письмам сестре ЛД, после аварии, опубликованным всё той же Эллой Рындиной: http://berkovich-zametki.com/2008/Starina/Nomer4/Ryndina1.php

Обращает на себя внимание ещё один момент: в "Волге", которой управлял в тот день Владимир Судаков, вместе с ними ехала жена Судакова, бывшая предыдущей возлюбленной Ландау и, видимо, очень хотевшая вернуть его благосклонность. Можно только гадать о том, какую роль она сыграла в организации этой поездки, ведь ЛД сначала собирался ехать в Дубну на поезде...

Date: 2020-05-05 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Спасибо. Некоторые Ваши замечания повторяют пост: мероприятие было 5го марта (а день рождения 22 января), Галич и Гинзбург не родственники. Насчёт популярности, - любопытно, что прямо после этого вечера Галич поехал в Новосибирск на тот знаменитый фестиваль авторской песни (7-12 марта). За Галичем следили, по Академгородку ходила шутка: идёт лирик, а за ним два физика в штатском.

Date: 2020-05-05 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] rock-25.livejournal.com
Да. Это известная история. Я бывал в клубе "Под интегралом" в Академгородке :)
Галич выступал там в марте 1968. Как раз незадолго в Академгородке открыли Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище (НВВПОУ). Чтобы было кому регулярно сидеть в этом клубе за столиками и контролировать обстановку. Практиковаться в "борьбе с антисоветскими инсинуациями".
Галича стали выгонять из творческих союзов только после того, как его песни выпустило издательство "Посев" в 1969 г., а потом он уехал из Союза, уже в 1974 году. Так что его выступление на дне рождения Ландау к тому времени уже было в далеком прошлом.
Page generated Jan. 16th, 2026 07:28 pm
Powered by Dreamwidth Studios