jenya444: (Default)
[personal profile] jenya444
В те дни, когда не надо выезжать из дома в без двадцати семь, иногда с утра что-нибудь зацепит, заинтересует, и вот начинаешь раскапывать в интернете или в книжках, пока не получится нечто связное. Кроме истории с Окуджавой в македонском кафе, я заинтересовался песней Галича "Ошибка". Очевидно, само провидение настойчиво подталкивало меня к самообразованию. Во-первых, за завтраком я слушал концерт Ларисы Герштейн, и она обронила несколько неожиданных слов по поводу истории создания этой песни, упомянув Фиделя Кастро. Во-вторых, в новостях мне сообщили, что у Фиделя сегодня случился инсульт. Ну а жж напомнил, что у Галича сегодня день рождения. Посудите сами, разве тут можно устоять?






Сначала запись "Ошибки" в исполнении Герштейн и её (укороченный и усиленный) пересказ слов Галича о создании этой чудесной песни. Герштейн вообще поёт хорошо, но как некоторые исполнители порой вольно обходится с авторским текстом, внося свою нотку и свои слова, но это другой разговор.




Сам Галич рассказывал так (из передачи на радио «Свобода» от 12 октября 1974 года):

В шестьдесят втором году я с группой кинематографистов вылетал на пленум Союза кинематографистов Грузии. Неизвестно, почему послали меня туда, я к Грузии, в общем, не имел никакого отношения, но так, попался под руку — меня и послали. И вот в самолёте, когда мы уже вылетели, я открыл последний номер газеты и прочёл о том, что Никита Сергеевич Хрущёв устроил для своего дорогого гостя, великого революционера, представителя «Острова свободы», Фиделя Кастро... правительственную охоту с егерями, с доезжачими, с кабанами, которых загоняли эти егеря, — и они, уже обессиленные, стояли на подгибающихся ногах, а высокое начальство стреляло в них в упор, — с большой водкой, икрой и так далее. Маленькая деталь: охота эта была устроена на месте братских могил под Нарвою, где в тысяча девятьсот сорок третьем году ко дню рождения Гения всех времён и народов товарища Сталина было устроено контрнаступление, кончившееся неудачей, потому что оно подготовлено не было, оно было такое парадное контрнаступление. И вот на этих местах лежали тысячи тысяч наших с вами братьев, наших друзей. И на этих местах, вот там, где они лежали, на месте этих братских могил, гуляла правительственная охота. Я помню, что когда я прочёл это сообщение, меня буквально залило жаром, потому что я знал историю этого знаменитого контрнаступления, и вот... эта трагичная, отвратительная история. И тут же в самолёте я начал писать эту песню и, когда мы приехали в Тбилиси, я не пошёл на какую-то там очередную торжественную встречу, а, запершись у себя в номере гостиницы, написал её целиком. Потом я попросил достать мне гитару и положил её на музыку. И вот так возникла песня под названием «Ошибка».

Я не буду пересказывать полный разбор этого текста, как и некоторые толковые замечания к тексту песни, их можно прочитать тут. Но охота Хрущёва с Фиделем действительно была, пусть не под Нарвой, а в Подмосковье, не в 62м, а в 64м году. Несколько фотографий с охоты (взято отсюда):








Date: 2012-10-20 02:00 am (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Похоже, что с этой песней ошибся только сам Александр Аркадьич.

Бои в р-не Нарвы начались только в феврале-44, "1я битва за Нарву", это 11-17 февраля. И вообще никакого наступления в декабре-43 советские войска в р-не Ленинграда не вели. Д.Р. Сталина, это 21 декабря, на этот момент в 43м нам еще до Нарвы 50 км оставалось. На ленинградском направлении было полное затишье между 6м Синявинским наступлением, которое закончилось к октябрю-43, и наступлением в р-не Ропши и Красного Села, начатом 14 января-44. Оба эти наступления были удачны, так что "без толку, зазря" пехота в них не полегла. Было еще наступление Калининского фронта под Невелем в октябре-43, тоже удачное. Неудачным было только 5е Синявинское наступление, но это июль-август-43, т е никаких юбилейных дат к нему не пришьешь. В общем, чего-то наш бард напутал.

Date: 2012-10-20 02:30 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Посмотрите ссылку (из поста), там хорошо все рассказано: http://www.ksp-msk.ru/page_214.html

Цитирую вывод:

Следует признать, что Галич писал песню «Ошибка» не об охотниках Фиделе и Никите. Не о погибшем в Мерекюла десанте. Не о сорок третьем годе. Не о Нарве, наконец. Всё это было — поводом. А написана песня — о великом и несчастном русском солдате, жизнь которого никогда в грош не ставилась. Написана — о бессовестном забвении памяти павших. И только. И — никаких исторических примет. И — никаких исторических ошибок. И — кресты. Раньше это гордо называлось обобщением

Date: 2012-10-20 03:46 am (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Посмотрел. Однако, такой спасительный вовод не объясняет, зачем Галич дает в песне столько конкретики деталей, указав точно и место, и время предполагаемой зряшной гибели пехоты. Да и охота была совсем не там, оказывается. Если Галич хотел проиллюстрировать примером "бессовестное забвение памяти падших", то пример вышел неудачным. Если бы Галич хотел спеть о том, о чем он, по мнению Костромина спел, то он написал бы совсем другую песню.

И Костромин ваш по ссылке тоже кое-где гонит: Армия Федюнинского начала наступать вовсе не 17го, а 11го февраля (т е за 2.5 дня до высадки морского десанта в ночь на 14е), а 17го она уже взяла Аувере, что и явилось вершиной ее успехов в этой операции. Десант состоял из 432 чел, а не 517, как пишет Костромин. И немцы при уничтожении десанта также действовали не лучшим образом, когда "штуки" отбомбились по своим позициям, якобы накрыв штаб пехотной дивизии и уничтожив несколько своих танков. Дату предполагаемого взятия Нарвы "к 23 февраля" Костромин приводит, видимо, чтобы подтвердить правоту Галича, что-де взятия крепостей у нас планировалось к юбилейным датам. Типа, ну не подошло ДР Сталина, так подсунем читателю День Советской Армии. Но нет, Сталин требовал взять Нарву еще раньше, к 17 февраля, а вовсе не к 23му, о чем напомнил Федюнинскому в резкой форме в телеграмме от 14 февр.

Хотя эпизод с морским десантом выглядит действительно пустой тратой людей и ресурсов, и задача наступления на Нарву в целом выполнена не была, эта операция все-таки имела положительные эффекты: (1) Модель впал в пессимизм и убедил фюрера отвести немецкие войска с плацдарма вост Нарвы (2) связывание немецких резервов под Нарвой позволило нам добиться успеха южнее и взять Лугу (3) именно в ходе этих боев началось массовое дезертирство эстонских солдат. Так что "нет, никто не гибнет зря".

Date: 2012-10-20 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
С точки зрения военной истории я полный профан, могу только с интересом читать Ваши выкладки, спасибо. Насчёт же самой песни, я бы с Вами не согласился, хотя Ваша точка зрения про "точность в деталях" довольна популярна. Более того, её придерживался сам Галич, упрекавший Окуджаву в неточности слов в песенке о Моцарте: "Нельзя прижимать ладони ко лбу, играя на скрипке". Как в том, так и в этом случаях речь идёт о символах. Ладонь у лба показывает размышляющего человека, может быть, что-то сочиняющего, творящего. "Полегла в 43м пехота", "где-то под Нарвой", - это тоже символы и для символов - очень удачные, то есть - совершенно понятные читателю и слушателю. Более того - символы совершенно правдивые, разве мало народу полегло "зазря"? Разве мало таких мест, где все лежат вповалку и неясно, кто и когда погиб? В результате, песня производит сильнейшее впечатление.

Date: 2012-10-20 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Ну как только от конкретики мы отрываемся, возникает такая же вольность трактовок, как с "настраданьями Предсказамуса". Можно напр. сделать еще шаг вперед, и трактовать охоту, как символ мирской суеты--"А ради чего люди вообще воюют и погибают? Чтобы быть забытыми через поколение?" и что-нибудь из Экклезиаста процитировать к месту. А можно сделать шаг назад, и потребовать, чтобы все места боев ВОВ, связанных с массовой гибелью солдат, были объявлены национальными мемориалами, на манер американского поля битвы Гражданской войны под Геттисбергом.

Что до военной истории, то ее изучение, это очень отрезвляющее занятие. Для меня, державшего у себя в застойные 70е полное магнитофонное собрание сочинений Галича, во всяком случае. Факты "зряшной гибели" солдат находятся в истории всех армий мира, даже у рациональнейших американцев, но, как правило, все это вписывается в "принцип Наполеона", т е "не объясняй злым умыслом то, что можно объяснить обычной людской глупостью".

Date: 2012-10-29 02:46 am (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Да, еще: Нарву взяли 26го июля, а не "только в сентябре".

Date: 2012-10-20 02:52 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Это насчёт самой песни. Что касается потрясающего комментария Галича к этой песне, то это, видимо, некая попытка создания мифа. В данном случае - миф под литературное произведение. В других случаях - миф под жизненные коллизии:

Вань, да, понятно, что всё это ерунда. Но согласись, что ерунда красивая

http://jenya444.livejournal.com/112649.html

Date: 2012-10-20 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Да, красивая сказка с элементами драмы, это почти наверняка мегахит.

Date: 2012-10-20 03:02 am (UTC)
From: [identity profile] old-flint.livejournal.com
В тексте господи Герштейн есть странное место, где говорится, что солдаты погибали как и шли лицом к восходу. Это скорее немецкие солдаты на восход шли... На закат же надо

Date: 2012-10-20 03:38 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Согласен. Но я вообще не особо люблю, когда свои слова поют вместо авторских. Беседовал на эту тему с Александром Довом

http://dovalex.livejournal.com/29216.html

Date: 2012-10-21 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] tzy-kun.livejournal.com
Если выдастся день, когда не надо вставать без 20 семь, приглашаю на утренний кофе в Париж:
http://tzy-kun.livejournal.com/7346.html

Date: 2012-10-21 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Заходил еще вчера! Зайду еще - уж больно хороши рисунки.

Date: 2012-10-21 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] tzy-kun.livejournal.com
You are welcome!

Profile

jenya444: (Default)
jenya444

April 2026

S M T W T F S
    12 34
567 89 1011
12 131415161718
1920 2122232425
26 27282930  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 29th, 2026 08:18 am
Powered by Dreamwidth Studios