jenya444: (Default)
[personal profile] jenya444
Навеяно старым постом [personal profile] jsupernova
Такой подход не нов, но, конечно, не надо доводить его до абсурда. Лет в 15 я взахлеб прочел маленькую книжку Джайнотт "Родители и дети".

Вот тут про нее немного написано. Например:

Техника грамотного проявления сочувствия состоит в том, чтобы назвать чувства ребенка и отметить, что их появление в данной ситуации совершенно естественно:
- Ты плачешь, потому что тебе больно.
- Ты плачешь, потому что очень испугался.
- Ты пришел домой такой расстроенный! Наверное, у тебя в школе были неприятности.
 - Твой друг уехал, и тебе грустно без него.
 -Ты раздосадован. Ты так хотел пойти погулять, и вдруг пошел дождь!

Довольно разумно. Или здравая мысль о том, что любой запрет надо смягчать, давая альтернативу.

Конечно, тебе очень хочется иметь эту красивую куклу. Но у нас сейчас нет денег, чтобы купить ее. (Не наш пример, куклами не сильно интересовались, причем сразу раздевали их догола. Прим. ред.) Хочешь, мы купим воздушный шарик (Было дело, купили воздушный шарик. Ох, не буду вспоминать... Прим. ред.) или жевательную резинку? Ты что предпочитаешь?

Мне нравится возможность выбора, который предоставляется ребенку в последнем вопросе. Или такой важный момент: нельзя провоцировать ребенка на ложь. То есть если вы знаете, что он не почистил утром зубы, то не стоит его сначала спрашивать "А ты почистил зубы?", а потом уличать "А почему щетка сухая?"

И много других любопытных мыслей. Правда, иногда такой подход доводится до крайности. С ребенком начинают беседовать в таких ситуациях, когда надо сказать одно слово "НЕТ". Помню меня поразили разговоры на тему ревности. В таком ключе: "я понимаю, что ты стукнул сестренку головой об пол и пытался задушить ее подушкой, потому что тебе кажется, что я стала уделять ей больше времени, чем тебе. Довольно естественно, что ты ее сильно не любишь"...

Папы и мамы - ваши соображения?

Date: 2008-02-14 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] kushka.livejournal.com
pravilo zolotoy serediny rabotaet vezde )
No fact ostayotsya factom - Vy otlichno opisali, i ya takoe nablyudala. Roditeli prosto slishkom bukval'no vosprinimayut sovety.
Mne kazhetsya, vospitatel'nyi process dolzhen byt' intuicionnym. Gibkost' - osnovnoe uslovie. Knigi i teorii - eto tol'ko nekoe neopredelyonnoe napravlenie, kotoroe, vzavisimosti ot rezul'tatov mozhno legko pomenyat'.
V otnosheniyax mezhdu roditelyami i det'mi dozhno byt' kak v kletkax - feed back mechanism. V obe storony.
I escho odna associaciya iz nauchnogo mira. Kogda to v science napechatali zamechatel'nuyu zametku - algoritm otkrytiy. odin iz sovetov tam byl - ogranichit' kolichestvo chitaemoy po izuchaemomu voprosu literatury. byt' v kurse osnovnyx sobytiy, no ne privyazyvat' sebya i svoi resheniya k nim 100 procentno. Tak i s det'mi - dumayu, chtenie bol'shogo kolichestva knig po vospitaniyu detey mozhet negativno skazat'sya na nashem umenie videt' i chuvstvovat' svoix detey.

Date: 2008-02-14 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Ребенок очень бысто сообразит, что если хочешь воздушный шарик, надо просить куклу.

Date: 2008-02-14 11:16 pm (UTC)
From: [identity profile] sbul.livejournal.com
Большинство книг по воспитанию детей - это пособия по обману и манипулированию, видимо, поэтому они так популярны. Конечно, противно обманывать и манипулировать собственным ребеном, но иногда это необходимо, только вот строить на этом общение с ребенком не только неправильно, но и чревато серьезными последствиями в будущем.

И, вообще, в таком вопросе своя голова на плечах должна быть, если ее нет, то тут ничего не поможет.

Date: 2008-02-15 12:15 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
А мы творчески подходим к делу, чтобы смутить врага. Иногда наоборот, денег нет на воздушный шарик :)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Я не был бы столь категоричным. Порой в этих книгах пишут дельные вещи. Например, мысль о том, что ребенку надо стараться предлагать выбирать, - очень хороша. И не очевидна. Ведь гораздо проще выбрать самому какие он наденет брюки и кукую кашу она будет есть на завтрак.

Насчет головы на плечах - это всегда к месту :)
Но означает ли это, что есть один единственно верный способ отношений с ребенком?

Date: 2008-02-15 12:31 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Да, наверное, со всем согласен. Я в теории не особо силен, после той книжки, прочитанной в 15 лет, я занимался в основном практикой :)
Понятно, что ребенки разные бывают, и все индивидуально. Тем не менее есть какие-то общие соображения, не всегда тривиальные, которые работают для большого количества разных детей. Иначе - в таких теориях не было бы совсем никакого смысла, как и в науке. Понравились Ваши ассоциации из научного мира :)

Date: 2008-02-15 01:26 am (UTC)
From: [identity profile] busy-bee-l.livejournal.com
Ti vse pravil'no govorish pro to kak deal s det'mi, u nas tozhe rabotaut 3 osnovnih podhoda: distract him/her with something, offer an alternative and aknowledge the problem (koroche posochuvstvovat' rebenku). However the 100% proof methods in our family are these: If I want to deal with unrully kids I provide with incentive, like if you don't clean up your toys - you don't go to your friend's B-day party or no play dates. And when everything else fails I act like a military drill sergeant and yell: tak ya schitau do treh, esli ti ne idesh spat' you are mister in so MUCH TROUBLE!!!!

And by the way I'm totally against physical punishment - no spanking.

Re: интересные мысли

Date: 2008-02-15 01:28 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Интересные. Но слишком сложные :) С нами надо по-простому, по рабоче-крестьянски :)

Date: 2008-02-15 01:32 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Ты знаешь, полностью согласен. Хотя я ультиматумы не ставлю, стараюсь работать другими методами. Правда, мне от детей и не так много надо :)

Date: 2008-02-15 02:21 am (UTC)
From: [identity profile] busy-bee-l.livejournal.com
By the way I'm reading this really good bestseller book by David Coleman "Social Intelligence" helps to understand not just kids behavior but adults too.

Date: 2008-02-15 02:34 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Может расскажешь чего-нибудь? А то страсть как иных взрослых понять хочется :)
From: [identity profile] sbul.livejournal.com
По-моему, наоборот, это очевидно, если нет желания контролировать каждый вздох. И если уж ребенку предоставляется свобода действий, то свобода выбора тоже.

Единственно верного способа, на мой взгляд не существует. И я стараюсь избегать тех, для кого существует два мнения: "их" и неправильное. Большинство авторов книг про отношения с детьми относытся имнно к этому типу людей.

Date: 2008-02-16 11:20 pm (UTC)
From: [identity profile] arikrom.livejournal.com
Мне пришлось прочитать довольно много книг по воспитанию детей, для себя я вынесла из них, а особенно из жизни и из собственного опыта такие правила:
- Всегда (!!!) и при любых обстоятельствах мои дети знают, что я их люблю. Даже когда сержусь или наказываю.
- Я их уважаю и доверяю им, насколько это возможно. Для примера: "Не лезь туда, упадешь" - не моя фраза. Я лучше скажу: "Давай я постою здесь, пока ты будешь лезть - на всякий случай, если тебе понадобится помощь - я помогу". Естественно, не стоит доводить до абсурда - огонь, электричество и т.п. - не для игр.
- В отношениях друг с другом работают 2 принципа: "доносчику - первый кнут" и "если это не принципиально - то кто умнее, тот уступит"
- Не подавать негативных идей: "Ты расстроен. У тебя в школе неприятности?" - ребенок не всегда может или хочет объяснить, почему расстроен. а тут - такая отличная возможность ухватиться за мамину "подсказку" и свалить всё плохое настроение на неприятности в школе...

И ДУМАТЬ! Это главное. Вот как-то так. ИМХО

Date: 2008-02-17 04:17 am (UTC)
From: [identity profile] jenya444.livejournal.com
Интересный комментарий, Лен! Спасибо. Поехали:

Первое - всегда.

Второе: теоретически я только за. И у самого почти получается, у жены, наверное, хуже. Нервы не выдерживают, когда ребенок лезет куда-то не туда :)

Номер три про два принципа. Тут сложнее, конечно. То есть, дома то со своими детьми я разберусь. Но в отношениях с другими... Согласен, что ябедничать плохо, и поощрять это (как порой делают в школах) не стоит. С другой стороны, ситуация моего детства, когда считалось ужасным что-то сказать учителю даже в ситуациях, когда вмешательство взрослых было просто необходимо, не кажется мне нормальной. В частности, то, что я не смог преодолеть этот стереотип классе в восьмом дорого стоило двум моим приятелям.
Это вообще интересная тема, может стоит вынести ее в отдельный пост. Второй же принцип - у нас редко получается воплотить на практике. У тебя - работает?

Ну и четвертое - про негативные идеи. С одной стороны, про это писал еще Жванецкий:
Я не могу с ним ходить по магазинам, он им подсказывает ответ. "Скажите, пива нет?" Они говорят: "Нет". "А рыбы нет?" Они говорят: "Нет". Тридцать лет я с ним мучаюсь. Он газету не может купить. Он говорит: "Газет нет?" Они говорят: "Нет" :)
И действительно, бывает, что ребенок повторяет вслед за мамой мнимую причину. Но идея ведь тут в другом, выразить (проговорить словами) сочувствие и попытаться понять причину. А там уж как получится...

Date: 2008-02-19 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] arikrom.livejournal.com
Наконецто "сподобилась" ответить :) Извини, что так не сразу -

3. Конечно, со своими детьми. Я имею в виду - дома, я ненавижу ситуации, когда братья-сестры друг на друга начинают "катить": "А он у меня мячик забрал!" - "А зачем он меня стукнкл?" - "А почему он мне язык показал?"
Конечно, в школе или в каких-то более серьезных вещах, не только можно, но и нужно рассказать взрослым. Вот здесь должны "работать" доверие и дружба между детьми и родителями.
А второй принцип работает, т.к. правильные и "взрослые" решения и поступки очень мною поощряются, так что, иногда весьма выгодно бывает уступить :)

4. Есть такая штука - эмпатия :) И конечно, ребенку нужны наша поддержка и участие. Проговорить то, в чем ты точно уверен, что случилось на твоих глазах или понятно тебе - "ты плачешь, тебе обидно, что погода испортилась, и мы не пойдем в зоопарк" - это одно, а "что? что такое? подрался? с кем?" - не получая ответы на вопросы, это как в ситуации с кушеткой у доктора Пальчика :) - до абсурда может дойти... Можно спросить: "Мне показалось, ты грустишь? Что-то случилось? Может, я могу помочь?" И опять же - отношеняи, основанные на любви, уважении и доверии позволят ребенку самому начать рассказ, а родитель поможет ему раскрыться, понять и "разрулить" ситуацию.

Вот как-то так.

Date: 2008-02-19 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] arikrom.livejournal.com
наконец-то, отношения... :))) у меня, кажется, вечерний приступ дислексии :)))))))) Извиняюсь :)
Page generated Jan. 16th, 2026 08:12 am
Powered by Dreamwidth Studios