jenya444: (osen')
jenya444 ([personal profile] jenya444) wrote2013-10-07 08:37 pm

Ужель та самая

Посмотрели оперу "Евгений Онегин", в главных ролях Анна Нетребко (Татьяна), Петр Бечала (Ленский) и Мариуш Квечень (Онегин), дирижировал Гергиев. С болью в сердце вынужден сообщить, что Нетребко потолстела. В целом (как обычно) очень понравилось.

Красиво показаны параллели между первым и третьим актами: сначала Онегин сухо читает нотации юной девушке и, уходя, не удерживается от поцелуя. А потом уже Татьяна говорит, что любит (Онегин счастлив), но "Моя судьба уж решена. Я буду век ему верна." (Онегин пришел в состояние грогги) и на прощание его неистово целует, отталкивает и уходит в полной тишине (Чайковский убрал музыку). Посмотрите концовку (о жалкий жребий мой), видео-ролик неважный, но все равно эффектно.



В третьем акте напрашиваются параллели между Татьяной и Анной Карениной. В последней сцене Татьяна даже одета примерно так же. А выбор сделала другой!



В опере было несколько странных моментов. Няня зажигала свечки, чиркая спичкой о коробок. Онегин и Ленский стрелялись на берданках. Но самым неожиданным был вставной номер с плясками и песнями, когда в первом акте в имение Лариных ввалилась толпа с хоругвями, часть этой толпы устроила скоморшьи танцы. Всё смешалось в доме Лариных в течение этого действа а ля рюс. Впрочем, часть этого действа я истерически хохотал, поскольку, как только та толпа ввалилась на сцену, дочка сказала "не ждали".

Кроме того, обнаружил сходство между Ленским и Чацким. Ленский вырос неподалёку и много времени проводил в доме Ольги. Потом оба героя уехали, потом оба вернулись в тот же дом к той же девушке и не особо удачно. Собственно, вот:

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья соседы, их отцы.

<...>

Она поэту подарила
Младых восторгов первый сон

<...>

Своим пенатам возвращенный,
Владимир Ленский посетил
Соседа памятник смиренный,
И вздох он пеплу посвятил;
И долго сердцу грустно было.
"Poor Yorick! - молвил он уныло, -
Он на руках меня держал.
Как часто в детстве я играл
Его Очаковской медалью!
Он Ольгу прочил за меня,
Он говорил: дождусь ли дня?.."

Update: подробная рецензия

http://ms-lizzy-bennet.livejournal.com/358334.html

[identity profile] prosto-tak.livejournal.com 2013-10-08 02:56 am (UTC)(link)
Да, все так. Но интересно, что действие было перенесено в *конец* 19-го века. Зачем - не очень понятно...

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2013-10-08 03:07 am (UTC)(link)
Возможно режиссёр специально хотела усилить сходство/контраст с Анной Карениной. А вы тоже ходите на эти трансляции?

[identity profile] prosto-tak.livejournal.com 2013-10-08 03:08 am (UTC)(link)
Да, на некоторые. Особенно с Нетребко.

[identity profile] tashamiller.livejournal.com 2013-10-08 03:12 am (UTC)(link)
А мне образ созданный Нетребко не понравился. Да и исполнение не очень. Бачала, да, очень понравился, кроме "Куда, куда...". Ольга и Ларина старшая были великолепны.
Мне кажется, что Татьяна совершенно не её роль, тоже самое она сказала в антракте. Вот Леди Макбет, которую она споёт в следующем сезоне в Мете, наверное будет очень хороша.

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2013-10-08 03:30 am (UTC)(link)
Надо же как мы не совпали. Мне совсем не понравилась Ольга, а Онегин понравился много больше Ленского.

[identity profile] prosto-tak.livejournal.com 2013-10-08 03:43 am (UTC)(link)
+1 про Ольгу и Ленского.

Ларина-старшая и няня были очень хороши.

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2013-10-08 12:37 pm (UTC)(link)
Да, мне хозяйка Ларина понравилась, надо бы её запомнить.

[identity profile] gomazkov.livejournal.com 2013-10-08 05:29 am (UTC)(link)
Видел ЕО в Большом - с тем же Квеченем.
Постановка скандальная - действие происходит в совершенно чеховской обстановке, чистый "Дядя Ваня".)
Но мне почему-то понравилось.)
Татьяну пела Моногарова и, грешным делом, по мне - так она лучше в этой партии, чем Нетребко: голос у неё не "распуччинен".))
Edited 2013-10-08 05:30 (UTC)

[identity profile] nebotticelli-xl.livejournal.com 2013-10-08 11:56 am (UTC)(link)
Хорошо, что чеховская, а не, скажем, сорокинская, а то на именинах Татьяны подали бы на стол Олгу с гречневой кашей.
http://nebotticelli-xl.livejournal.com/168268.html

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2013-10-08 11:58 am (UTC)(link)
Вот! Хотел это добавить, но забыл. Усадьба Лариных в первом акте действительно очень чеховская, сам ждал приезда Серебрякова, но вместо этого ввалилась толпа :)

Кстати, нашел эту постановку на ютьюбе
http://www.youtube.com/watch?v=edJ0t9IYKdc
http://www.youtube.com/watch?v=Nz-bga1OUtc

Ткнул в середину и посмотрел кусочек, когда Татьяна зажгла верхний свет, щёлкнув выключателем :)

[identity profile] gomazkov.livejournal.com 2013-10-08 12:19 pm (UTC)(link)
Да, а потом гроза распахивает окна, а молния тушит электричество.)

[identity profile] tashamiller.livejournal.com 2013-10-08 07:01 pm (UTC)(link)
Да, я тоже слушала Моногарову. И мне она нравиться!

[identity profile] dyrbulschir.livejournal.com 2013-10-09 04:22 am (UTC)(link)
Тоже видела ЕО в Большом, я поклонник этой постановки, да, с Моногаровой.

[identity profile] anyalev.livejournal.com 2013-10-08 05:56 am (UTC)(link)
Меня в американских постановках русских опер всегда смешит массовка. Когда на петербургском балу присутствуют и черные люди, и азиаты, и латиносы.

Меня раздражал так же тот факт, что в првом акте Татьяна и Ольга были одеты как героини "Тихого Дона". Ну и конечно Ленский в косоворотке.

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2013-10-08 12:30 pm (UTC)(link)
Я бы нянюшкой взял негритянку, там мелькала одна подходящая, это было бы стильно.

[identity profile] iz-chicago.livejournal.com 2013-10-08 06:14 am (UTC)(link)
Помню афишу , которую видел около "Мет". Фигуровали "дворянины". Насколько я помню в сцене бала у лариных хор поет: "Вот так сюрприз. Никак не ожидали военной музыки оркестр." Вот вам и сюрприз.

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2013-10-08 12:36 pm (UTC)(link)
Полез проверять - про военную музыку и сюрприз это из второго действия, когда у Лариных бал. Там же выяснил, что в первом действии действительно приходят крестьяне и водят хоровод. Но когда в опере в дом ворвалась толпа с хоругвями, у меня возникла ассоциация с погромом.

[identity profile] malpa.livejournal.com 2013-10-08 06:33 am (UTC)(link)
Спасибо, Женя! Сейчас некогда, а вечером с удовольствием прочту и послушаю. У нас как раз на днях в газете была большая статья об этой постановке (накануне трансляции), но я обнаружила ее и узнала о трансляции только день спустя.

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2013-10-08 12:22 pm (UTC)(link)
У нас бывают повторы недели через полторы после прямой трансляции. Не могу назвать эту оперу гениальной, но она, безусловно, достойна просмотра. Кстати, Бечала и Квечень в перерыве посылали приветы в Польшу и на польском.

[identity profile] malpa.livejournal.com 2013-10-08 12:37 pm (UTC)(link)
Попробую найти.

[identity profile] nebotticelli-xl.livejournal.com 2013-10-08 11:57 am (UTC)(link)
хоть беранок было две, в постановке Большого - одной пихались.
http://nebotticelli-xl.livejournal.com/168268.html
Но, слушая Нетребко, можно закрыть глаза... или смотреть только на Аню.

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2013-10-08 12:04 pm (UTC)(link)
Я как раз обнаружил Онегина с пистолетом в финале! Причем вошедший муж не обращает на постороннего с оружием никакого внимания. Подслеповат, небось.

[identity profile] gomazkov.livejournal.com 2013-10-08 12:21 pm (UTC)(link)
Так это тоже Чеховское: Костю в "Чайке" тоже никто не замечает, даже когда он стреляется.)
Квечень, правда, от этого воздержался.)

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2013-10-08 12:28 pm (UTC)(link)
Ну не совсем. Треплев один в комнате, а после выстрела Дорн успокаивает Аркадину, а сам идет проверять. А Квечень действительно мужественно решил не стреляться, что удачно - кто бы спел Онегина у нас.

[identity profile] gomazkov.livejournal.com 2013-10-08 12:38 pm (UTC)(link)
Я имел в виду, когда он стреляется в первый раз:
"...Вот уеду, так и не буду знать, отчего стрелялся Константин. Мне кажется, главной причиной была ревность... Горе мне с ним! Поступить бы ему на службу, что ли..."

[identity profile] ljreader2.livejournal.com 2013-10-08 01:44 pm (UTC)(link)
Не знаю, как в HD, в самом Метрополитен-опера ,с проверенной акустикой , голоса звучали слабо.
Прослеживается тенденция : внешность актеров - первична, а голос - только приложение.
Появление Онегина обыграно,как в фильмах с суперзвездой.Вначале мы его видим со спины,он оборачивается и женщины должны быть сражены его харизмой.
Тем более комичным он выглядит в сцене бала в Петербурге, рядом с на голову его выше, привлекательным и молодым Греминым, волею режисера ,рассказывающем о любви к Татьяне не Онегину, а ей самой в малиновом кринолине, принятом Онегиным за берет.

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2013-10-08 01:52 pm (UTC)(link)
С первым замечанием про общую тенденцию я, честно говоря, не согласен, но молодость и привлекательность Гремина меня тоже несколько обескуражила. Мы повеселились, когда пели про малиновый берет, но про него столько оперных анекдотов, видать, очень сложный момент для постановщиков. А может Нетребко не захотела берет.

[identity profile] ljreader2.livejournal.com 2013-10-08 02:19 pm (UTC)(link)
А что вы скажете об интерпретации режисером дуэльного ритуала, напоминавшего начало гражданской войны, когда брат с ружьем шел на брата, а призыв: "Сходитетесь!" означал
"Давай пожмем друг другу руки!" ?

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2013-10-08 02:28 pm (UTC)(link)
Бесподобно. И последнее рукопожатие, и ружьё. Надо было гранатометом бить. Но тут в комментариях народ пишет о недавней постановке Большого, где тоже было ружьё, но одно на двоих.

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2013-10-08 02:30 pm (UTC)(link)
Правда, можно предположить, что ружьём режиссёр старалась подчеркнуть абсурдность беспричинной дуэли.

[identity profile] aklyon.livejournal.com 2013-10-08 02:03 pm (UTC)(link)
После этой статьи некоторые огрехи становятся понятными. Например, первый акт мне показался ужасно скучным, уху почти не на чем было зацепиться. А пишут, что это также может быть связано с "расфокусированной" постановкой.

Еще мысль: если не получается играть во время пения, то лучше не играть, а то при таком приближении все еще "более гаже" получается: вот хотела Нетребко изобразить, что задумалась - и давай ручку (перо?) грызть, "потому что так сказал режиссер". Уж лучше бы она этого не делала.

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2013-10-08 02:09 pm (UTC)(link)
Ушел читать. Соглашусь, что первый акт был скучноват. Но в целом то опера совсем неплохая, а то мы тут в комментариях критику развели, может сложиться ощущение, что смотреть не стоит. Стоит!

[identity profile] iz-chicago.livejournal.com 2013-10-09 02:17 am (UTC)(link)
Вот видишь. После оперы и сам роман прочтешь наконец-то :-b)

[identity profile] dyrbulschir.livejournal.com 2013-10-09 04:24 am (UTC)(link)
Женя, спасибо большое! Рада, что тебе понравилось. Как раз вчера написал Сеня, ходивший на трансляцию, пишет, что впервые понял эту оперу, так понравилось, Нетребко впечатлила. Интересные параллели с Карениной. Тоже теперь хочу посмотреть.
Пойду почитаю Марианну про EO

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2013-10-15 09:53 pm (UTC)(link)
Лада, не за что :)
С тех появилось еще две рецензии - из Калифорнии и Голландии.