В 1923 году Эрнест Блох описывал и анализировал свой творческий процесс при сочинении Еврейской рапсодии "Шломо" для виолончели и оркестра. Эта рапсодия завершила целый цикл сочинений Блоха на еврейские темы, и это последняя работа, написанная композитором перед переездом в Америку (в 1916 году). Мы слушали эту рапсодию вечером в субботу на концерте Энн Арборского симфонического оркестра. Необычная программа включала в себя ещё два произведения, связанных с царём Соломоном: ораторию Генделя "Соломон" и отрывок из произведения Эллингтона "Три чёрных короля" (последняя работа Дюка, 1974 года, очень симпатично). Вообще программы концертов Арье Липского (это дирижёр местного оркестра, родом из Израиля) мне очень нравятся, но я отвлёкся.
В рапсодии "Шломо" Блоха виолончель говорит голосом самого царя Соломона, очень нетривиальная и красивая вещь. Ниже можно послушать это произведение в исполнении Пятигорского.
Вторая часть, Allegro moderato, начинается на 08:45, вот
прямая ссылка. В самом начале в музыке слышны как бы звуки шофара, сначала в исполнении фагота, потом гобоя, подробное описание можно найти в диссертации "Narratives in Music: Schelomo Hebraic Rhapsody for Cello and Orchestra". Там же можно найти отрывки из статьи Блоха 1923 года, в частности комментарии к этому эпизоду. Блох пишет так:
I cannot describe the next episode. It is a motif my father sang in Hebrew; I don’t know the meaning of the words. Is it ... ( неужели это Маркс и Энгельс )